По материалам сайта «Православные храмы Тверской земли» http://hram-tver.narod.ru/ |
Название постройки | Дата строительства | Дата росписи | Описание росписей | Дополнительные сведения |
Троицко-Успенская церковь, с. Анненское | | 1848, 1882 | Росписи не сохранились | Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы. |
Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево | 1789 - 1791 | 1789 - 1791 | Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами» | За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери». |
Воскресенская церковь, д. Буконтово | 1790-1795 | | Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах. | Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке. |
Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора | | ок. 1792 | Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око. | Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары. |
Ильинская церковь, с. Глухово | | Не сохранилось | Не сохранилось | В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая. |
Покровская церковь, с. Ладьино | | 1779-1780 | Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа. | Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов. |
Успенская церковь, с. Нестерово. | | Не сохранилось | Не сохранилось. | По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая. |
Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы. | 1789-1806 | | Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах | Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы. |
Церковь Петра и Павла, с.Загорье | | | Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах | О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820. |
Петропавловская церковь, с. Петропавловское | | 1930-50 | Не сохранилось | Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла. |
Воскресенская церковь, с. Таложня | | | Не сохранилось | |
Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте | | | Евангелист Матфей с ангелом | Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи |
Смоленская церковь, с. Пятница-Плот | | | Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви. | Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи. |
Казанская церковь, с. Рашкино | | 1839, | Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл. | После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви. |
Спасопреображенская церковь, с. Спас | | | В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма. | Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли. |
Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок | 1785-1796 | | Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Г осподне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты. | Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса. |
Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок | | | | В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год). |
Церковь Воскресения Христова, г. Торжок | | | Сохранилось изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые. | В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской». |
Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок | | Дата неизвестна | Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы | В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая. |
Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок | | Дата неизвестна | Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы | В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись. |
Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок | 1771-1782 | | В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. | |
Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок | 1778-1784 | Дата неизвестна | Не сохранился ни храм, ни росписи | |
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок | | | В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад , 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад ,4) икона святого архистратига Божия Михаила. | Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена. |
Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок | | | Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. | В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов. |
Владимирская церковь, с.Горницы | 1789-1795 | | Сохранилось изображения в конхе апсиды: «Троица» и «Христос и блудница». | Автор росписей не установлен. |
Название постройки | Дата строительства | Дата росписи | Описание росписей | Дополнительные сведения |
Троицко-Успенская церковь, с. Анненское | | 1848, 1882 | Росписи не сохранились | Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы. |
Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево | 1789 - 1791 | 1789 - 1791 | Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами» | За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери». |
Воскресенская церковь, д. Буконтово | 1790-1795 | | Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах. | Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке. |
Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора | | ок. 1792 | Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око. | Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары. |
Ильинская церковь, с. Глухово | | - | - | В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая. |
Покровская церковь, с. Ладьино | | 1779-1780 | Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа. | Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов. |
Успенская церковь, с. Нестерово. | | ? | Не сохранилась ни церковь, ни росписи. | По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая. |
Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы. | 1789-1806 | | Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах | Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы. |
Церковь Петра и Павла, с.Загорье | | | Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах | О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820. |
Петропавловская церковь, с. Петропавловское | | 1930-50 | | Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла. |
Воскресенская церковь, с. Таложня | | | Не сохранились. | |
Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте | | | Евангелист Матфей с ангелом | Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи |
Смоленская церковь, с. Пятница-Плот | | | Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви. | Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи. |
Казанская церковь, с. Рашкино | | 1839, | Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл. | После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви. |
Спасопреображенская церковь, с. Спас | | | В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма. | Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли. |
Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок | 1785-1796 | | Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - Лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Господне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты. | Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы, в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской областной картинной галерее. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса. |
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Борисоглебском монастыре, г. Торжок | 1804-1811 | | Сохранились изображения в верхней и нижней церквях. Изображения находятся в аварийном состоянии, читаются сюжеты: «Господь Саваоф», «Перенесение Ковчега Завета», «Лепта вдовицы», «Исцеление слепого», «Исцеление расслабленного», изображения евангелистов и святых. | Установлен автор иконостаса Иван Трофимов. Автор икон и настенных росписей Михаил Лаврентьев, крепостной коллежского асессора Я.М. Хвостова |
Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок | | | | В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год). |
Церковь Воскресения Христова, г. Торжок | | | Сохранились изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые. | В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской». |
Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок | | | Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы | В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая. |
Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок | | | Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы | В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись. |
Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок | 1771-1782 | | В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. | |
Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок | 1778-1784 | | Не сохранился ни храм, ни росписи | |
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок | | | В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад , 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад ,4) икона святого архистратига Божия Михаила. | Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена. |
Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок | | | Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. | В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия Великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов. |
Владимирская церковь, с. Горницы | 1789-1795 | | Сохранилось изображение в конхе апсиды «Троица» и «Христос и блудница». | Автор росписей не установлен. |