Перечень культовых построек Торжка и района 1777-1810 гг.

По материалам сайта «Православные храмы Тверской земли» http://hram-tver.narod.ru/
Название постройки Дата строительства Дата росписи Описание росписей Дополнительные сведения
Троицко-Успенская церковь, с. Анненское 1848, 1882 Росписи не сохранились Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы.
Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево 1789 - 1791 1789 - 1791 Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами» За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери».
Воскресенская церковь, д. Буконтово 1790-1795 Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах. Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке.
Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора ок. 1792 Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око. Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары.
Ильинская церковь, с. Глухово Не сохранилось Не сохранилось В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая.
Покровская церковь, с. Ладьино 1779-1780 Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа. Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов.
Успенская церковь, с. Нестерово. Не сохранилось Не сохранилось. По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая.
Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы. 1789-1806 Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы.
Церковь Петра и Павла, с.Загорье Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820.
Петропавловская церковь, с. Петропавловское 1930-50 Не сохранилось Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла.
Воскресенская церковь, с. Таложня Не сохранилось  
Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте Евангелист Матфей с ангелом Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи
Смоленская церковь, с. Пятница-Плот Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви. Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи.
Казанская церковь, с. Рашкино 1839, Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл. После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви.
Спасопреображенская церковь, с. Спас В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма. Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли.
Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок 1785-1796 Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Г осподне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок     В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год).
Церковь Воскресения Христова, г. Торжок   Сохранилось изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые. В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской».
Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок   Дата неизвестна Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая.
Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок   Дата неизвестна Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись.
Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок   1771-1782 В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви.  
Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок 1778-1784 Дата неизвестна Не сохранился ни храм, ни росписи  
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад , 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад ,4) икона святого архистратига Божия Михаила. Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена.
Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок   Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов.
Владимирская церковь, с.Горницы 1789-1795 Сохранилось изображения в конхе апсиды: «Троица» и «Христос и блудница». Автор росписей не установлен.




Название постройки Дата строительства Дата росписи Описание росписей Дополнительные сведения
Троицко-Успенская церковь, с. Анненское 1848, 1882 Росписи не сохранились Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы.
Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево 1789 - 1791 1789 - 1791 Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами» За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери».
Воскресенская церковь, д. Буконтово 1790-1795 Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах. Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке.
Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора ок. 1792 Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око. Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары.
Ильинская церковь, с. Глухово - - В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая.
Покровская церковь, с. Ладьино 1779-1780 Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа. Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов.
Успенская церковь, с. Нестерово. ? Не сохранилась ни церковь, ни росписи. По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая.
Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы. 1789-1806 Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы.
Церковь Петра и Павла, с.Загорье Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820.
Петропавловская церковь, с. Петропавловское 1930-50   Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла.
Воскресенская церковь, с. Таложня Не сохранились.  
Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте Евангелист Матфей с ангелом Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи
Смоленская церковь, с. Пятница-Плот Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви. Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи.
Казанская церковь, с. Рашкино 1839, Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл. После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви.
Спасопреображенская церковь, с. Спас В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма. Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли.
Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок 1785-1796 Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - Лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Господне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы, в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской областной картинной галерее. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Борисоглебском монастыре, г. Торжок 1804-1811 Сохранились изображения в верхней и нижней церквях. Изображения находятся в аварийном состоянии, читаются сюжеты: «Господь Саваоф», «Перенесение Ковчега Завета», «Лепта вдовицы», «Исцеление слепого», «Исцеление расслабленного», изображения евангелистов и святых. Установлен автор иконостаса Иван Трофимов. Автор икон и настенных росписей Михаил Лаврентьев, крепостной коллежского асессора Я.М. Хвостова
Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок     В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год).
Церковь Воскресения Христова, г. Торжок     Сохранились изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые. В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской».
Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок     Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая.
Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок     Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись.
Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок   1771-1782 В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви.  
Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок 1778-1784   Не сохранился ни храм, ни росписи  
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок   В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад , 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад ,4) икона святого архистратига Божия Михаила. Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена.
Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок   Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия Великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов.
Владимирская церковь, с. Горницы 1789-1795 Сохранилось изображение в конхе апсиды «Троица» и «Христос и блудница». Автор росписей не установлен.

Приложение 2

Наши рекомендации