Эволюция глянцевых журналов в России

Анализ и характеристика основных этапов развития глянцевых журналов в России, история становления. Средства массовой информации как эффективный инструмент ускорения процесса интеграции личности, особенности формирования информационного пространства.

Определение глянцевого журнала в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий в России используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно, это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего.

Понятие «глянец», согласно толковому словарю А. И. Даля, означает «блеск начищенной, отполированной поверхности».

Однако в обиходе современного отечественного потребителя информации понятие «глянец» ассоциируется в основном с особыми видами журнальной продукции. Производители чаще всего определяют их как информационные, рекламно-информационные, рекламно-развлекательные и брендовые издания. Среди них - «Ell», «Cosmo», «Cool» и др.

То есть, в обиходном понимании глянец - сленговое выражение, обозначающее периодические журналы о моде, стиле жизни, знаменитостях.

История женских журналов насчитывает уже несколько сотен лет. С 1672 года во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant», что в переводе означает «Галантный Меркурий» (издатель Жан Донно де Визе). Можно утверждать, что «Галантный Меркурий» стал прообразом современного «глянца».

Первые «великосветские» журналы были посвящены, в основном, моде. С конца XVII начала XVIII столетия они уже стали обычным явлением в будуарах светских дам, актрис (так называемых дам «полусвета»). В это время во Франции, Германии выходило множество изданий, повествующих о моде, например, «Модная французская галерея», «Модный дамский журнал». Причем все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо высокохудожественными гравюрами.

Россия тоже пыталась не отставать от Европы и выпустила свой журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Таким образом, первый женский журнал в России появился в Петербурге в 1779 году. Главным редактором и издателем ежемесячника был Николай Новиков, знаменитый в то время издатель и филантроп.

И если европейские журналы были посвящены в основном моде и пестрели яркими картинками, то русский издатель поставил перед собой цель «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Кроме страничек с «модами», в журнале печатались стихи, поэмы, переводная проза зарубежных авторов, анекдоты. Присутствовала даже подборка «прелюбопытнейших фактов из жизни». Сам же Новиков обещал, что печатать будет «только такие сочинения, кои приятны и забавны». Но с другой стороны, вся подборка была сделана мужским вкусом и взглядом. Вот пример со странички вопросов со стихотворными ответами:

Вопрос: «Какая разница между вином и женщиной?»

Ответ: «Ничем на женщину вино не схоже: Тем лучше нам вино, чем старее оно, А женщин любим тех, которые моложе!»

«По части же мод к нему прилагались только модные картинки». Преобладала в журнале ритуализованная европейской культурой интонация мужского восхищения и преклонения перед слабым полом:

О вы! Которых в дар нам дали небеса,

Прекрасный нежный пол, природы всей краса.

Я вам сии часы в угодность посвящаю...

Сегодня такой глянец сочли бы слишком авангардным: сказки, поэмы, эпиграммы, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова и модные гравюры.

Однако, несмотря на все старания издателя, первый женский журнал не добился значительного успеха у читателей. В конце первой его части поименно перечислены все подписчики журнала. В Санкт-Петербурге их было 20, в Москве - 9. После выхода второй части сообщается, что подписавшихся в Москве - 18, в Твери - 6, в Пскове - 4. Всего - 58 человек, из них 9 женщин. С июля по ноябрь 1779 года вышли последние - третья и четвертая части журнала.

Светская публика XVIII в. не смогла по достоинству оценить издание, так что журнал выходил только в течение одного года, и следующее глянцевое издание - "Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками" увидело свет лишь в 1791 году, спустя 12 лет.

В течение последующих двадцати пяти лет не было охотников повторить опыт Николая Новикова. Правда, через двенадцать лет, в 1791 году, Окороков, новый арендатор университетской типографии, приступил к изданию модного журнала, получившего по современным меркам очень длинное название: «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.».

Журнал, безусловно, рассчитывал на внимание со стороны дам. Однако Окороков не рискнул выделить интересы дам для специального издания, его журнал предназначался в равной степени как слабой, так и сильной половинам рода человеческого, удовлетворяя всеобщий азарт быть «на высоте» и подогревая страсти модников и модниц. Но и этот журнал не продержался на плаву больше года. Идея в очередной раз обогнала время и, бросив семена, затаилась в предвкушении успеха.

В 1804 году М.Н.Макаров, русский писатель и журналист, издает дамский журнал «Журнал для милых», в котором печатались разнообразные сентиментальные повести, мемуары известных людей.

В 1808 году князь Шаликов выпускает журнал «Аглая», а затем «Дамский журнал». Тематика была разнообразной: стихи, рассказы, эпиграммы, различное «легкое чтиво», мода.

Самыми известными в то время дамскими журналами были «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» (1832) - «литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий», «Магазин мод и рукоделья» (1851 г.), «Лучи» (1850 г), «Ласточка» (1859 г.), «Модный магазин» (1861), «Новый русский базар» (1866), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910) .

Женские журналы были достаточно выгодными и прибыльными коммерческими проектами, поскольку носили универсальный характер. На их станицах публиковалось буквально все: от новинок литературы до советов по ведению домашнего хозяйства.

Постепенно женщина получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались и/или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного.

Наши рекомендации