Какие страны в мире самые экономически развитые и самые
134. Основные научно-технические достижения XX века.
Телевидение, ядерная энергия, открытие ДНК, роботы, генная инженерия, лазерная техника, биотехнология, микроэлектроника, компьютерная техника, космонавтика, математическое программирование. (+см. следующий вопрос)
135. НТП и его противоречия.
Период современной НТР начинается с середины 20 века.
НТР – коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Основные черты НТР:
в промышленно развитых странах – переход на ресурсо- и энергосберегающие технологии под влиянием резкого повышения цен на нефть в середине 70-х;
в промышленности – широкое использование конструкционных материалов, в медицине – биоэнергетические компоненты;
появление новейших поколений обрабатывающей техники на основе электроники и передовых материалов;
приходящие роботизация и компьютерные технологии, на смену механизации и автоматизации;
Интернет, позволяющий осуществлять доступ к любой необходимой информации.
Двадцатый век принес человечеству динамичный прогресс в экономике. В то же время он стал веком многочисленных кровопролитных войн, а способствовавшие развитию экономики достижения научно-технического прогресса использовались, к сожалению, и для ведения этих войн.
Колоссальное развитие получила военная промышленность, атомная энергетика – все для создания бомбы и оружия. Многие открытия 20-го века стали или могут стать причиной разрушительных явлений, а то и общемировых катастроф. Некоторые из таких открытий известны хорошо - например, энергия атома или химическое оружие.
XX век был веком научно-технической революции (НТР). Во второй половине XX века уже было общепризнанно, что наука является наиболее эффективной, а поэтому самой важной производительной силой.
Из всех достижений научно-технической революции XX века наиболее перспективными для XXI века считаются два: инфокоммуникации и биотехнологии.
XX век, особенно его вторая половина, характеризовался высокими темпами развития. В частности, рост населения Земли с 5 до 6 млрд. человек произошел всего за 12 лет.
Однако развитие инфокоммуникационных технологий в конце XX века обнаружило, кроме положительных влияний, также некоторые негативные последствия компьютеризации и информатизации:
• снижение квалификации в ряде профессий;
• появление программ интенсивной загрузки работников («компьютерный тейлоризм»);
• рост психологических нагрузок;
• увеличение безработицы;
• углубление дифференциации между богатыми и бедными странами; это происходит из-за того, что бедные страны, имея слабую инфраструктуру, не могут полностью использовать выгоды от компьютеризации и информатизации для развития своей экономики; бедные страны еще не включились в движение к информационному обществу и продолжают отставать по экономическим и социальным показателям. В богатых странах доступ к Интернету обходится в 2-15% от дохода жителя, а в бедных странах достигает 50-100%, что не позволяет большинству населения таких стран пользоваться Интернетом. Такие страны можно назвать информационно-бедными странами
Одним из главных и общепризнанных достижений Советского Союза считается прорыв в космос. Первый спутник, первая собака на орбите, первый космонавт, первые межпланетные аппараты, первые групповые полеты, первые орбитальные станции - что можно добавить к этому великолепному списку?
Численность приверженцев основных мировых и национальных религий в современном
Мире?
137. Какова карта религиозности в современном мире?
Искусство дегуманизировалось потому, что та же тенденция набирала силу и в других сферах общественной жизни, развернувшись к середине столетия во всей своей полноте.
Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в частности породили в середине нашего века совершенно уникальное явление — тоталитарное искусство. Уникальность его заключается в том, что свое предназначение как тоталитарного искусство не рождает само, логикой своего саморазвития, а получает извне — из политической сферы. В этом случае искусство теряет свою эстетическую природу, становится средством осуществления чуждых ему политических целей, инструментом в руках государства.
Фундамент тоталитарного искусства закладывается там и тогда, где и когда партийное государство:
- объявляет искусство... орудием своей идеологии и средством борьбы за власть;
- монополизирует все формы и средства художественной жизни страны;
- создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством;
- из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям (и всегда наиболее консервативную), и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;
- наконец, начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству, социальному и художественному прогрессу и т.д.
Там, где возникает подобный симбиоз политики и искусства, неизбежно рождается некий единый стиль, который можно назвать тотальным реализмом. Его основные принципы знакомы каждому из нас: «искусство отражает жизнь», «искусство принадлежит народу» и пр. Сами по себе, в многообразном своде эстетических канонов, эти принципы, конечно, неплохи. Но подчиненные чуждым эстетике политическим целям они нередко превращаются в яд для искусства.