Протестантизм и развитие капитализма в северных европейских странах.
Капитализм в Европе
Условия для появления капитализма в Европе.
Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других странах были возможности для появления капитализма, например, в Китае и особенно в Японии. И хотя на сегодняшний день наука пока не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта цивилизационного развития.
Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.
Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.
В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.
И наконец, была важна и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Но уже с ХIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получила “права гражданства”, а после Ренессанса и Реформации (эпохи Возрождения) стала считаться весьма достойным занятием.
Регионы общеевропейского взаимодействия.
Западная Европа – это первая цивилизация среди стран мира, в которой зародились, обрели силу, окрепли и, в конце концов, одержали победу новые буржуазные отношения, т.е. совершился формационный сдвиг от феодализма к капитализму.
Впервые буржуазные отношения появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Флоренция, Генуя), еще в конце ХIV в., но затем там произошел социально-экономический регресс, т.е. движение назад, изменение к худшему.
В ХV-ХVI в.в. буржуазные отношения распространились во многих странах Западной Европы. Начиная с Голандии и Англии они перешли во Флоренцию, а затем в Испанию, Португалию, Германию. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но “втягивание” в него происходило уже в условиях разраставшейся европейзации мира и укрепления связей и экономической зависимости друг от друга.
В экономическом плане в Европе четко выделяются 4 региона, каждый из которых оказывается в специфическом общественно-экономическом положении.в рамках системы общеевропейского взаимодействия:
регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад, наиболее полно выражавший суть собственно мануфактурной фазы общественного производства (Англия, Голландия);
регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии);
регион, в котором в ХVII в. отмечался социально-экономический регресс по сравнению с ХVI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго-Западная Германия);
регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).
Экономика Западной Европы ХVI-ХVIII в.в. носила преимущественно аграрный характер. Сельское хозяйство было той сферой материального производства, где традиции предыдущего периода (средневековья) были наиболее устойчивыми.
Господствовал ручной труд. И на фоне этого появляется и растет капитализм. Накапливаются социальные факторы буржуазного развития – классовая и профессиональная расслоение в обществе, сближение торговой и предпринимательской буржуазии, рост третьего сословия.
Для представителей поднимающегося класса буржуазии были характерны смелость, энергия, предприимчивость, напористость, умение идти на риск. Недаром эпоха ХVI-ХVIII в.в. – это время великих авантюристов. Буржуазия эгоистична и расчетлива. Прибыль, нажива – главные стимулы ее деятельности.
Появление мануфактур.
Становление современной цивилизации было довольно сложным и длительным процессом, который претерпевал по мере развития различные преобразования. Это длительный исторический период – примерно с ХV в. и по настоящее время, причем в некоторых странах этот период еще не завершен.
Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (ХIV-ХV в.в.), среднеиндустриальную (ХVI-ХVIII в.в.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).
На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.
Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей (третье сословие), состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль.
В эту эпоху на смену ремесленному цеху стала приходить мануфактура. Мануфактура – это крупное капиталистическое предприятие, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемной силе. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий капиталом, средствами производства. Мануфактуры, первичные формы капиталистического предприятия появляются уже в ХIV-ХV в.в.
Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец или предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная – рассеянная мануфактура (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).
Возникновение мануфактуры означало значительный подъем производительных сил общества. Ее технической основой еще служило применение тех же орудий труда, что и в ремесленном производстве.
Позже в мануфактурах начинают применяться более-менее сложные по тем временам технические устройства для использования энергии воды и ветра. Приводимые в движение водоналивным колесом валы, шестеренки, зубчатки, жернова и др. применялись в мукомольном и круподерном деле, для выделки бумаги, в лесопилении, при производстве пороха, для вытягивания проволоки, резки железа, приведении в движение молота и т.п.
В мануфактурную эпоху происходят глубокие сдвиги в экономической жизни общества, катастрофическая ломка старого хозяйственного быта, старой картины мира.
Главным достоинством мануфактуры было то, что она являлась крупным производством и создавала возможности для узкой специализации трудовых операций в результате технического разделения труда. Это помогало увеличивать выпуск продукции наемными рабочими в несколько раз по сравнению с ремесленной мастерской, где все операции выполнялись преимущественно одним мастером.
Но пока не были изобретены машины, капиталистическое производство было обречено оставаться лишь укладом в системе феодальной экономики.
Фермерские хозяйства.
В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивались и деревня – главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли в результате преобразований, т.е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание земли.
В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, гда шел процесс так называемых огораживаний, т.е. насильственного сгона крестьян с земли с целью превращения ее в пастбище для овец, шерсть которых шла в продажу.
От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего этот процесс шел в Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазированием деревни.
В Англии и Голландии в ХVI-ХVII в.в. совершалась интенсивная буржуазная перестройка сельского хозяйства; утверждалась крупная капиталистическая аренда при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдалось введение в практику новых типов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка, молотилка и др.)
Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и приток рабочей силы в промышленность, т.к. крестьяне, оставшись без земли и не найдя работы в деревне, шли в город.
Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.
В эту эпоху появился новый “герой времени”, предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.
НО в ХVI-ХVII в.в. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в “контексте” феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступать добровольно свое место.
База капитализма была довольно слабой, поэтому оставались возможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия.
Капитализм и модернизация.
В Новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизация сложного длительного процесса, охватывающего все стороны жизни общества и обеспечивающая переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. В этом смысле ХVII и ХVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.
Модернизация включает в себя:
урбанизацию – небывалый рост городов; город впервые в истории получил
экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню;
индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в
производстве, начало которому положил промышленный переворот в
Англии во второй половине ХVIII века.;
демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для
становления гражданского общества и правового государства;
секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния
церкви, обмирщение сознания, развитие атеизма, утверждение
свободомыслия;
- научную революцию, выражавшуюся с предыдущими эпохами, росте знаний
о природе и обществе.
Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. В системе ценностей европейской цивилизации нового времени на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека.
Принципиально иным становится отношение к государственной власти: ана лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам действий тех, кто находится во главе государства. Не случайно эпоха модернизации – это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир.
Конечно, не все процессы, связанные с модернизацией, проявили себя сразу и в полном объеме . В ХVII и особенно в ХVIII в. в западной Европе росли города, но сельское хозяйство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая отсталость и мелкое производство.
Во второй половине ХVII в. начали использоваться первые машины, но экономика в целом не была индустриализована.
Увеличилась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип. И все-таки происходившее в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в ХIХ в. его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным.
История до сих пор подтверждает, что процесс утверждения капитализма и процесс модернизации неразрывно взаимосвязаны и как бы подпитывают друг друга. Капитализм еще не разу не был построен на традиционном обществе. Ни одна страна не смогла стать в истинном смысле модернизированной, минуя капитализм. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации, на свободную инициативу. И в этом смысле капитализм противоречит самому духу традиционализма.
Будущее той или иной страны зависело, прежде всего, от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Отсюда происходило перераспределение сил в мире в целом и внутри западноевропейской цивилизации. Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником.
Внутри западноевропейской цивилизации наметились различные градации, разделившие ее точки зрения успехов в развитии капитализма и модернизации на центр и периферию.
На уровень передовых стран вышли Голландия, Англия, Франция, где сложились благоприятные или относительно благоприятные условия для разрыва с традиционализмом. Германия, Испания, Италия, Скандинавский регион оказались вытесненными на периферию. Но страны, относящиеся к центру, развивались асинхронно, неодинаково. Достигнутое первенство было трудно удержать, ибо новая эпоха требовала постоянных новаций, гибкости политических и экономических структур.
66. Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира?
Геоцентрическая система мира – это представление о мире, сложившееся в Древней Греции на основе прежде всего разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея, согласно которому в центре мироздания находится Земля, весь мир делится на подлунный и надлунный; в первом всё преходяще временно, все движения вынуждены и вызываются действующими силами; во втором все вечно, всё движения осуществляются без всяких сил осуществляются по совершенным круговым траекториям .Всё мироздание антропоцентрично. Человек – высшее создание Бога – в этом, сотворенном Богом мире, помещен в центр мироздания
Гелиоцентрическая система мира – это представление о мире, выдвинутое еще в Древней Греции Аристархом Самосским и обоснованное и развитое Н. Коперником в его работе «Об обращении небесных сфер» (1543), согласно которому в центре мироздания находится Солнце, а все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Видимое движение небосвода обосновывалось Н. Коперником суточным вращением Земли вокруг своей оси. Важно иметь в виду, что это была не модель Солнечной системы, а представление о мироздании, в котором, с современной точки зрения, Солнце ни в каком смысле центром не является. Кроме того, согласно Копернику, планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам, в то время как в действительности они двигаются по эллипсам.
Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα — Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира.
ристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.
В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.
Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца Эпохи Возрождения.
В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое вращение небесной сферы, первого — перемещение Солнца среди звёзд по эклиптике.
В начале Эпохи Возрождения подвижность Земли (более того, её поступательное движение) утверждал Николай Кузанский, но его обсуждение было сугубо философским, не связанным с объяснением конкретных астрономических явлений. Достаточно неясно на эту тему высказывался и Леонардо да Винчи.
Окончательно гелиоцентризм возродился в XVI веке, когда польский астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений. Одной из причин возвращения к гелиоцентризму было несогласие Коперника с птолемеевой теорией экванта; кроме того, он считал недостатком всех геоцентрических теорий то, что они не позволяют определить «форму мира и соразмерность его частей», то есть масштабы планетной системы. Коперник объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Объявляя Землю одной из планет, Коперник устранял резкий разрыв между «надлунным» и «подлунным» мирами, характерный для философии Аристотеля. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер», изданной в 1543 году. За два года до этого теорию Коперника популярно изложил немецкий астроном Георг Иоахим Ретик, одно время сотрудничавший с Коперником и считавший себя его учеником. Неясно, какое влияние на Коперника оказал Аристарх (в рукописи своей книги Коперник упоминал о гелиоцентризме Аристарха, но в окончательной редакции книги эта ссылка исчезла).
В некоторых отношениях теория Коперника сохраняла «родимые пятна» геоцентризма:
центром планетной системы было не столько Солнце, сколько центр земной орбиты;
из всех планет Земля единственная двигалась по своей орбите равномерно, в то время как у остальных планет орбитальная скорость менялась, что Коперник объяснял комбинацией движения по большим и малым кругам.
Первое печатное изображение Солнечной системы (страница из книги Коперника)
Тем не менее, им был дан импульс для дальнейшей разработки гелиоцентрической теории движения планет, сопутствующих задач механики и космологии.