Готический стиль в искусстве
12-14 век.Переход от романского стиля к готическому условно можно назвать сменой «замкового» (оборонного) стиля жизни «дворцовым», когда происходило возвышение городов, расцветала рыцарская куртуазная культура, менялись нравы и люди, нарастала религиозная экзальтация.
Высокие храмы(шпилеобразный главный корпус поддер. соседними конструкциями)
Тонкие стены
Большие мозаичные окга
Много скульптур
Стрельчатые входы
Устремленность ввысь готических соборов, где за счет ажурно поднимающихся ярусов, стрельчатых арок, шпилей и колонок камень утрачивает свою видимую тяжесть, выражает новое по сравнению с романикой мировоззрение средневекового человека.
Евангельские персонажи в скульптурах готических храмов приобретают изящество героев куртуазной литературы, то «утонченно» страдающих, то кокетливо улыбающихся.Для интерьера готических соборов характерны огромные оконные проемы, украшенные витражами. Они определяют особую светоцветовуго среду внутри здания
Иконографическая традиция готических соборов выражала идеал установления града Божьего на земле и единения человеческого и Божественного начал: отсюда преобладание в иконах просветленно-возвышенного и торжественного настроений.
В музыкальном искусстве готики утвердилось многоголосие – полифония.
*Крупнейшим достижением готической художественной мысли сталбольшой городской собор – средоточие духовной и общественной жизни города: городские праздники, собрания, театрализованные религиозные представления, будничные и праздничные богослужения – все это проходило в стенах собора и на прилегающей к нему площади. Готический собор являлся и своеобразной энциклопедией своего |времени, так как представлял собой воплощённую совокупность достижений искусств, наук, ремесел. Архитектура, скульптура, витражная живопись, декоративное искусство – все работало на создание единой эмоциональной атмосферы, все несло в себе характерное для мышления средневекового человека восприятие мира как некоего целого.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» появился в XIX веке, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Известные постройки в романском стиле
Аббатство Мария Лаах, Германия
Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии
Либмургский собор в Германии
Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии
Аббатство Мария Лаах в Германии
Церковь св. Якоба в Регенсбурге
Романские церкви в Валь-де-Бой
Готический стиль
Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
К зданиям и произведениям великолепного искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV—XVI века применяется термин «неоготика».
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»).Содержание [убрать]
Происхождение термина
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Архитектура
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.
Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
аиболее известные архитектурные памятники
Собор Парижской Богоматери
Собор в Реймсе, Франция
Cобор в Шартре, Франция
Миланский собор
Ка д’Оро, Венеция
Франция
Собор в Шартре, XII—XIV вв.
Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.
Собор в Амьене, 1218—1268 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.
Собор в Бурже, 1194 г.
Германия
Кёльнский собор 1248 г. — XIX в.
Англия
Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства
Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
Собор в Эксетере 1050 г.
Собор в Линкольне к. XI в.
Собор в Глостере XI—XIV вв.
Чехия
Собор святого Вита (1344—1929 гг.)
Италия
В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен еще в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой исламский дизайн к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется легкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.
Миланский собор, 1386-XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящен папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершен фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.
Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro - Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.
Изобразительное искусство
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия
Скульптура
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).
Живопись
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.
58. Эпоха Возрождения: её истоки и характерные черты. Символ эпохи Возрождения.
59. Что такое «гуманизм»?
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.
Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется".
* Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - городская интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы художники, - представители тех отраслей знаний, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного". Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на научную деятельность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога
60. Каковы особенности в развитии искусства, литературы, архитектуры эпохи Возрождения?
Возрождение античной культуры
Произведения античности пропагандируются, обрабатываются, истолковываются
Леонардо да Винчи художник, архитектор, скульптор, инженер. Записки связанные с инженерными делом, были опубликованы только в 19 веке, содержали большое кол-во открытий .
Эйнштейн – самый известный ученый среди населения. Был ориентирован на социальную справедливость.
Самые большие достижения были в сфере культуры.
Итальянское Возрождение
Художники:
Джотто -родоначальник
Анджелико – покровитель живописи в католической культуры
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Рафаэль
Боттичелли
Джорджоне
Фентурикло
Веронезе
Монтеня
Северное Возрождение:
Дюрер
Босх
Брейгель
Гольбейн
Гриневальд
Ван Эй
Скульпторы
Микеланджело (Давид, Пиетета (Дева Мария держит на руках распятого Христа),Моисей)
Вероккио
Донателло
Альберти
(?) Либерти
Литература
Данте
Петрарка
Шекспир
Рабле (фр. литератор- сатирик)
Сервантес
Ариосто
Тассо
61. Когда началось новое время?
16-17 век.
Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века[1]. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией, открытие испанцами в 1492 году Нового Света.
Ещё сложнее обстоят дела с определением верхней границы данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918).