Когда произошло разделение христианства на православие и католицизм?
Раскол христианской церкви в 1054 году — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь и православную церковь с центром в Константинополе.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его «канцлер» Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
56. Когда возникли первые университеты в Европе?
История Университеты начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус Университеты, высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли Университеты: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).
Средневековый университет состоял из факультетов: артистического, или искусств (подготовительного), и трёх высших – права, медицинского и богословского (теологического). На артистическом факультете, позднее получившем название философского, преподавали т. н. семь свободных искусств (лат. septem artes liberales): сначала тривиум (trivium) – грамматику, риторику, диалектику, затем квадривиум (quadrivium) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень бакалавра искусств, после овладения курсом квадривиума – степень магистра искусств. На высших факультетах присуждались степени магистра и доктора наук, соответственно профилю факультета. Студенты и преподаватели жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проводились занятия. Университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто Университеты). Они обладали административный автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления Университеты была различной), имели свои уставы, строго регламентировавшие всю жизнь Университеты Первые Университеты, возникавшие без вмешательства церковных и светских властей, становились нередко очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в средневековом обществе, нуждалась в философском обосновании церковных догм (см. Схоластика) и повела борьбу за господство над Университеты В её руках средневековые Университеты всё более становились проводниками католической ортодоксии. Королевская власть, вступившая в борьбу с папством за создание национальных, независимых от него церквей, в свою очередь стремилась усилить влияние на Университеты Многие Университеты (в Италии, Испании, Центральной Европе) были основаны королевской властью.
Несмотря на господство в средневековых Университеты ортодоксально-религиозного мировоззрения, в них развивались передовые для своего времени идейные и научные направления. Некоторые Университеты, несмотря на гонения, были важными центрами распространения в Западной Европе материалистических идей. Материалистическая тенденции учения Аристотеля разрабатывались, в частности, в аверроизме. Ряд виднейших противников католической ортодоксии вышел из более свободного от влияния папства Оксфордского университета (Р. Бэкон, Университеты Оккам и др.). Борьба Я. Гуса против нем. засилья в Пражском университете сыграла большую роль в начале гуситского революционного движения 1-й половины 15 в. в Чехии. Университеты способствовали интернациональному культурному общению.
К 15–16 вв. университетская схоластика стала тормозом для культурного и научного развития. Развитие культуры в эпоху Возрождения оказало воздействие на преподавание в Университеты В некоторых странах, например в Германии, гуманистическое движение было тесно связано с Университеты Важным центром гуманизма стали также университеты Оксфордский в Англии, Краковский в Польше. В Германии основанный в 1502 Виттенбергский университет (главный центр деятельности М. Лютера и Ф. Меланхтона) стал очагом Реформации. Протестантские Университеты подверглись реформированию, но и они становились очагами схоластической (теперь уже протестантской, а не католической) науки. Расцвет естествознания в 17–18 вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном минуя Университеты В период контрреформации произошло заметное укрепление позиций католической церкви в Университеты Большинство их в католических странах оказалось в руках иезуитов.
Эпоха капитализма обусловила необходимость приспособления Университеты к потребностям буржуазного общества: придания университетскому образованию светского характера, освобождения его от догматизма и схоластики, превращения Университеты в центры новой, опытной науки, что в зап.-европ. Университеты особенно проявилось в 19 в.
* Первым высшим учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г. Первый университет в России был создан при Российской академии наук по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1725 г. Однако в 1783 г. по распоряжению президента академии, княгини Е. Дашковой, он был закрыт. В это время на трёх факультетах университета (философском, юридическом и медицинском) училось два студента. Огромное значение для развития образования и науки в России имел Московский университет, созданный в 1755 г. М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым.