Охрана авторс.права в профессиональной деятельности дизайнера костюма.
Творческие проекты архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, в том числе и ландшафтных Гражданский кодекс РФ (п.1 ст. 1259 четвертой части ГК РФ) относит к объектам авторских прав. К ним относятся макеты, изображения и чертежи, которые без согласия автора или группы авторов не могут ни в каком виде использоваться сторонними лицами.
До тех пор пока автор не передал путем заключения договора свои исключительные права на «произведение архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства» (ст. 1294 ГК РФ), распоряжаться своим творением может только он, если только автор не выполнял специально оформленное служебное задание.
Интересно отметить, что даже после разработки документации, позволяющей приступить к строительству объекта и даже после сдачи его в эксплуатацию чертежи, изображения, макеты и сами архитектурные либо дизайнерские проекты все равно защищаются авторским правом в полном объеме.
Это означает, к примеру, что ни один копировальный центр не имеет права на печать чертежей проектной документации без лицензионного соглашения с правообладателем или автором либо организацией, представляющими интересы правообладателя на законных основаниях. Нельзя авторские работы сканировать, ксерокопировать, распечатывать на принтере и типографским способом, записывать на цифровые носители, передавать по электронной почте или через Интернет.
Дополнять и переделывать проекты, чертежи, макеты можно только при оформленном согласии автора или правообладателя, даже если он создавал их для того, чтобы заказчик проекта смог построить здание, памятник, преобразовать интерьер или благоустроить принадлежащую ему территорию средствами ландшафтного дизайна.
Чаще всего заказчик, владея в полной мере объектом недвижимости, никоим образом не имеет права распоряжаться эскизами, чертежами и проектами, оказавшимися у него при выполнении заказа на производство работ. Конечно только если авторы специально не передали свои исключительные авторские права заказчику, оформив эту передачу лицензионным договором.
Для защиты авторских прав в этой сфере творчества законодатель также предусмотрел норму, согласно которой создатель архитектурного либо дизайнерского произведения имеет право на личный авторский надзор за воплощением его творческих задумок в жизнь.
В декабре 2011 года решением Высшего арбитражного суда РФ любая доработка авторских проектов без согласия дизайнеров и архитекторов не законна, пока им не выплачена компенсация за использование результатов их интеллектуальной деятельности. Тогда же суд, кстати, определил и предельную сумму компенсации за нарушение авторских прав архитекторов и проектировщиков: не выше 5 млн. рублей и не ниже двукратной стоимости разработки комплекта архитектурных чертежей либо двукратного размера гонорара, выплачиваемого архитектору при производстве аналогичных заказов. Однако точную сумму компенсации при доработке авторских проектов устанавливает суд.
А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
В России индустрия моды не так развита, как в США или Европейском Союзе, и поэтому проблема защиты интеллектуальной собственности в этой сфере не является столь насущной. Гражданский Кодекс к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности причисляет произведения искусства (к которым можно причислить и дизайн, если отделить его от утилитарной функции моды), изобретения (например, ткань, обладающая новыми свойствами), промышленные образцы, товарные знаки и секреты производства. Среди прав на результаты интеллектуальной деятельности выделяются исключительные и смежные права. В отношении дизайна, наиболее применимой формой защиты может служить регистрация промышленных образцов. Именно с помощью промышленного образца можно зарегистрировать внешний вид изделия, его дизайн, для этого он должен быть новым и оригинальным. Но очень часто затраты времени на регистрацию промышленного образца делают ее бессмысленной, т.к. время жизни одной модели может составлять всего полгода, а иногда и месяц. Поэтому в Великобритании и Европейском Союзе существует временная регистрация, которая позволяет компаниям с небольшим бюджетом опробовать ту или иную модель на рынке, не тратя массу времени и денег на ее полноценную регистрацию, а также дает возможность защитить свой товар компаниям, в которых коллекции меняются очень быстро.
Плагиат в индустрии моды
В данной связи уместно говорить о плагиате, т.е. «присвоении авторства», который наказуем в России, например, большим штрафом или даже арестом, но как же доказать факт плагиата? Это нелегкий вопрос, т.к. с одной стороны, производитель выпускающий ту или иную модель одежды признает свое авторство, но, если он не копирует товарный знак, то доказать факт копирования модели сложно, ведь нужно, чтобы первоначальная, копируемая, модель была зарегистрирована как промышленный образец или защищена авторским правом. Судебные разбирательства в этом отношении существуют, но все еще они очень редки, однако, при этом весьма показательны и символичны.