Использование исторического наследия в дизайне костюма
Процесс возникновения новых видов и форм костюма осуществляется под большим влиянием изменений материально-культурной базы общества, его социально-политического устройства, отдельных исторических, культурных и социальных событий. Нередко новые формы одежды рождаются как негативная реакция на устаревшие общественные нормы или как следствие попыток подавления народного самосознания. Мода в костюме может зарождаться в поиске различных форм самовыражения отдельных личностей, в споре старых и новых тенденций при использовании основных принципов композиции костюма.
В существовании форм одежды можно отметить их относительную периодизацию, когда мода, завершив очередной виток развития, вновь обращается к старым забытым формам, видоизменяя и преображая их в соответствии с новыми технологическими возможностями и эстетическими идеалами.
Развитие традиционных форм народного костюма и вместе с тем стремление к сохранению национального самосознания и культуры сочетаются с внедрением наиболее приемлемых видов и форм современной городской одежды при отрицании архаичных и устаревших разновидностей издавна существующего костюма.
При исследовании особенностей костюма целесообразно более подробно остановиться на изучении тех стран, где развитие социальных отношений оказало определяющее влияние на костюм, возникновение характерных деталей или элементов. Изменение социальных отношений и образа жизни людей, различные общественные течения оказывают непосредственное влияние на формирование нового стиля, видов и форм костюма. Демократизация общества приводит к упрощению костюма в целом и значительному разнообразию ассортимента одежды.
При характеристике объемно-пространственной формы костюма следует обратить внимание на ее геометрический вид, пластическую сопряженность элементов, масштаб, ритм, пропорции, членения, особенности зрительного восприятия формы и массы, на характер взаимодействия тектонической системы костюма и фигуры человека. Оценивая общие принципы композиционного построения костюма и средства гармонизации формы, следует определить композиционный центр, установить соразмерность и соподчиненность всех элементов формы, изучить варианты проявления симметрии или асимметрии, динамичности или статичности, уравновешенности композиции, ритмического строя и масштабных характеристик. Особое внимание следует обратить на анализ силуэтной формы и пропорций костюма, на характер членений, расположение отделочных деталей и художественно-декоративной отделки. В различные исторические периоды преобладает та или иная силуэтная форма, базирующаяся на едином крое. При анализе силуэтной формы костюма необходимо уточнить степень прилегания одежды на отдельных участках фигуры человека и на уровне различных конструктивных поясов, а также наличие и расположение конструктивных и декоративных линий и членений (вытачек, рельефов, отрезных бочков, средних и боковых швов полочки и спинки, кокеток, подрезов и т.д.), соотношение объемов лифа, юбки, рукавов, головного убора. При анализе конструкции следует обратить внимание на форму и расположение плечевых швов, наклон плечевых скатов, модную ширину плеч, на конфигурацию и размер проймы, модельные особенности рукава. Формообразование костюма может достигаться как конструктивными, так и технологическими методами. Большую роль в создании исторического (народного) костюма играют каркасные элементы: при помощи различных по форме и материалу кринолинов, турнюров, корсетов, толщинок и других каркасов создавались разнообразные силуэты и пропорции, деформирующие или моделирующие фигуру человека. В зависимости от конструкции корсетов женской фигуре придавали модную осанку, форму бюста и пропорции. Для создания и закрепления определенной формы одежды, в том числе оболочковой тектонической системы, использовались различные прокладочные и подкладочные материалы, а также такие технологические средства формообразования, как посадка, сутюжка, оттяжка и т.д., соединительные швы, выполненные машинными или ручными стежками. Большое значение в композиционном построении костюма имеют колористическое оформление и фактура материалов, особенности декора, наличие ювелирных украшений, модных аксессуаров. Целостность и завершенность композиции, выразительность образа и стиля достигаются за счет гармонизации основных элементов при создании единого ансамбля костюма. Декор является одним из основных способов достижения художественной выразительности костюма. Общность декоративного решения и орнамента позволяет объединить различные части костюма в единый неповторимый комплекс. Особенно ярко эта тенденция наблюдается в народном костюме, где декор и способы его размещения определялись функциональностью и эстетичностью всего ансамбля. Интересны истоки приемов декоративной отделки традиционного костюма для разработки современной одежды и аксессуаров. |
Проектирование моделей современной одежды различного назначения с использованием элементов исторического или традиционного костюма следует начать с анализа возможности использования его элементов в современной одежде, в творческих работах известных кутюрье и стилистов одежды, а также в разработках театральных художников.
Источником творчества могут служить стилевое и силуэтное решение, художественно-декоративное и колористическое оформление костюма, приемы кроя или отдельные модельные особенности одежды.
Иногда, повинуясь капризам моды, отдельные элементы исторического костюма привносятся в современную одежду с незначительными изменениями, но зачастую видоизменения первоисточника носят лишь ассоциативный характер, что придает еще большую ценность новым моделям. Учитывая цикличность модных тенденций в композиции костюма, анализ использования элементов исследуемого костюма целесообразно проводить на протяжении значительного временного периода.