Как слон спас хозяина от тигра
Б. С. Житков
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошел со слоном в лес по дрова.
Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину.
Хозяин подумал: "Сяду ему на шею — так мне еще удобней будет им править».
Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. Слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтобы со всей силой ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить ему на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперек живота, сдавил, как тол-
Тексты рассказов и сказок___________________________ 115
стым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом ударил оземь и стал топтать ногами. А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепешку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
— Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас.Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для
себя, и весь отдал слону.
Две косы
К. Д. Ушинский В литературной обработке К. Нефедовой
Однажды в жаркую сенокосную пору встретились две косы. Одна целый год валялась в сарае, а другая только что вернулась с сенокоса. Та, что пролежала в сарае, посмотрела на косу-труженицу и удивленно спросила:
— Послушай, подруга, я целый год провела под навесом, ничего не делала. Дождь меня не мочил, солнцеменя не сушило, лежала себе, отдыхала. Почему же явся в ржавчине, потускнела, затупилась. А на тебя посмотришь: всю косовицу проработала, покоя не знала, аблестишь, как солнце, любо-дорого посмотреть?
Отвечает коса-труженица:
— Тебя удивляет, почему я хорошо выгляжу, несмотряна тяжелую работу? Это несложно объяснить. Пока тыздесь без дела в сарае прохлаждалась, я в страднуюпору косила траву, чтобы зимой хозяйская Буренка неголодала, и у нее было молоко. Ведь давно замечено,что бездельники, сколько они ни берегут себя, выглядятсеро, тускло и от лени словно покрываются ржавчиной.А кто работает и не унывает — сияет как солнце, потомучто упорный труд украшает и человека, и инструмент!
116 Тексты рассказов и сказок
Тексты рассказов и сказок
Первая рыбка
£.А. Пермяк Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой
семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего
пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху
варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра
тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал.
Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг
котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ершапоймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ерши-ще жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Четыре желания
К.Д. Ушинский Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всевесна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Весна
ГА. Скребицкий
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уже вовсе не осталось.
С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда.
Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки
118 Тексты рассказов и сказок
тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже — и бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.
Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.
Стыдно перед соловушкой
В.А. Сухомлинский
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.
Тексты рассказов и сказок 119
Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. ; АРКТИ, 2004. — (Библиотека практикующего логопеда.)
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. методических рекомендаций. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -(РГПУ им. А.И. Герцена).
4. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. — 5-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1983. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
5. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР : комплект пособий / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. — (Практическая логопедия)
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Список литературы " 21
7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
8. филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. -М. : МГЗПИ, 1991.
9. Хрестоматия по теории и мегодике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яншина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999.