Занятие 25. Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»
(с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий)
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— обучать детей пересказу текста, с изменением
Конспекты занятий по развитию связной речи 83
главных действующих лиц и добавлением последующих событий. коррекиионно-развивающие:
— развивать диалогическую и монологическую речь детей;
— развивать память и воображение;
— пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;
коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.
Оборудование:переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике (подбирает логопед).
Предварительная работа:беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны», А. Прокофьева «Родина».
Ход занятия
/. Организаиионный момент.
Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай
за моря-океаны».
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землёй пролети; Есть на свете различные страны, Но такой как у нас, не найти.
84 Конспекты занятий по развитию связной речи
Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, И гремят, не смолкая, заводы, И шумят, расцветая, поля...
2.Вводная беседа.
— Как называется наша страна?
— Главный город страны — как сказать иначе?
— Назовите столицу нашей Родины
— Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что наша страна богата чем? (Логопед подводит детей к ответу: реками, озерами, лесами, нефтью; на карте можно увидеть большие города и маленькие поселки.)
— Наша страна какая?
3.Чтение адаптированного рассказаС.А. Баруздина «Наша страна».
У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.
Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете интересуется.
Однажды Димка спросил меня:
—А мы с тобой где?
—В квартире, — ответил я своему другу.
— А еще где?
— В доме.
— А дом где?
— На улице.
—А улица?
Конспекты занятий по развитию связной речи 85
- В Москве.
- А Москва?
- В России, — объяснил я. — Так наша страна называется. Знаешь?
- Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?
Долго я думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец предложил:
- Надо самому посмотреть, тогда поймешь.
- А как?
- По всякому можно, — сказал я, — лучше всего, конечно пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.
Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что...
- Давай на самолете! — предложил Димка.
Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали...
4.Беседа по содержанию.
1. Опишите главного героя рассказа.
2. Что очень интересовало Димку?
3. К кому он обращался за помощью?
4. На чем собирались два друга отправиться в путешествие?
5. Почему они выбрали именно самолет?
6. Что увидели наши друзья с самолета.
5.Физкультминутка.Выполнение движений по тексту.
Я и прямо, я и боком, С поворотом,
Конспекты занятий по развитию связной речи
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
6.Повторное чтение рассказа.
Дается установка на то, что ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о себе, о своем друге и о своем городе. Для завершения рассказа нужно представить себя писателем и закончить рассказ.
7.Пересказ рассказа детьми.
Может пересказывать один ребенок, а можно организовать пересказ в форме диалога между двумя детьми (главным героем и его другом). Такая форма пересказа очень хорошо активизирует детей. В завершение логопед читает (по желанию детей) авторскую версию окончания рассказа.
8.Итог занятия.
Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?