Занятие 13. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»
(по опорным картинкам)
Цели:
коррешионно-образовательная:
- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
коррекционно-развиваюилие:
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать у детей навык самоконтроля заречью.
Оборудование:предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).
46 Конспекты занятий по развитию связной речи
Предварительная работа:чтение отрывка из стихотворения В.В, Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол — сосновый стол — К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной — Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...
Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Конспекты занятий по развитию связной речи 47
Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером — читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.
2.Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3.Беседа по картинкам.
— Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
— Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
48 Конспекты занятий по развитию связной речи
— Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
— Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
— Чем занимается каждый из них?
— Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)
— Куда отправляют готовую мебель?
— Как мебель приходит к нам в дом?
— Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?
4.Игра «Куда что нужно?» а
— Диван, кресла, журнальный столик нужны в ... (гостиной).
— Обеденный стол и стулья нужны в ... (столовой).
— Кухонный гарнитур, навесные шкафы в ... (кухне).
— Вешалка, зеркало в ... (прихожей).
— Кровать, платяной шкаф в ... (спальне).
— Детская мебель нужна в... (детской комнате).
5.Физкультминутка.
Большая желтая луна Бледнеет и заходит, |
Погасли звезды, и видна Заря. И солнце всходит. Я встану, а луне — в кровать! |
Изображают «большую луну» руками над головой.
Руки в стороны.
Руки вверх.
«Луна» над головой.
Конспекты занятий по развитию связной речи
До вечера ей надо спать! Изображают «спящую»
(И. Лопухина) луну.
6.Составление рассказа.
Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.
Примерный рассказ Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
— Где изготовливают мебель?
— Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
— Как защитить лес от уничтожения?
50 _________ Конспекты занятий по развитию связной речи
Занятие 14. Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»(с элементами драматизации)
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— обучать детей составлять пересказ близко ктексту и по ролям;
коррешионно-развиваюшие:
— развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;
— активизировать словарь по теме;
— развивать у детей творческие способности и артистизм;
коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать у детей правила хорошего тона.
Оборудование:текст русской народной сказки
«Лиса и журавль», маски журавля и лисы, посуда. Предварительная работа:чтение и обсуждение художественных текстов К.И. Чуковского «Фе-дорино горе», «Муха-Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (классификация посуды — кухонная, столовая, чайная и т.д.).
Ход занятия
/. Организационный момент.
Игра «Назови предмет»
Логопед называет обобщающее понятие, а ребенок — предметы, входящие в это понятие.
— Столовая посуда — супница, ложки, тарелки ...
— Кухонная посуда — чайник, сковорода ...
Конспекты занятий по развитию связной речи____________________ 51
— Кофейная посуда — кофейник, кофейные чашечки, блюдца ...
— Чайная посуда — чашки, блюдца, заварочный чайник ...
?_Объявление темы.
Логопед: Если вы ждете гостей, то как готовитесь к их приходу? (Ответы детей.)
.?. Игра «Накрой стол к чаю».
Детям предлагается различная посуда, стол, скатерть. Но дети должны выбрать лишь чайную посуду. Логопед накрывает стол скатертью, а дети ставят на него посуду и говорят; «Я поставлю на стол сахарницу, потому что это чайная посуда» и т.д.
Чтение сказки с последующим обсуждением*.
Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в русской народной сказке. Логопед читает текст сказки, а затем задает детям вопросы по содержанию.
— Как встретила Лиса Журавля?
— Почему Журавль не смог съесть угощение?
— А как поступила Лиса?
— Как Журавль встречал гостью?
— Смогла ли она поесть вдоволь?
— Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?
— Почему перестали дружить Лиса и Журавль?
5. Физкильтминутка «Сип».
Выполнение движений по тексту.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 113—114).
52 Конспекты занятий по развитию связной речи
Правой рукою чищу картошку. Мелко нарежу лук и морковку. В горсть соберу, накрошу очень ловко. Теплой водой горстку риса помою. Сыплю в кастрюлю рис левой рукою. Правой рукой возьму поварешку. Перемешаю крупу и картошку. Крышку возьму я левой рукою. Плотно кастрюлю я крышкой закрою. Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
(И. Лопухина)
6.Повторное чтение сказки с установкойна пересказ.
После прочтения дети выбирают Лису, Журавля и автора.
7.Пересказ сказки.
Для пересказа используются маски лисы и журавля, которые дети надевают на голову.
Когда закончит пересказывать первая тройка, дети выбирают следующих рассказчиков.
8.Итог занятия.
— О ком эта сказка?
— Правильно встретила Лиса Журавля?
— Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
Конспекты занятий по развитию связной речи 53