Характерные черты стиля ренессанс

Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар.

С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.

В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков.

Над созданием дворцов, садов и укреплений работали архитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальную среду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.

11. Наука и искусство Возрождения и их мировое значение

Наука Возрождения.
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво­дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существова­ния разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди­видуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мысли­теля. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мысли­тель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, раз­вивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а зна­чит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной сто­роны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали назы­вать естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум. Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «позна­ния добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следст­вий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была пред­ставлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрож­дения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.





Искусство Возрождения. Возрождение произвело подлинную революцию в искусстве. Оно приобрело подчеркнуто светский характер хотя большинство образов и сюжетов живописи и скульптуры библейские. В искусстве набирали силу реалистические тенденции, воплотился новый идеал красоты, были открыты законы перспективы.


С конца XIII в. начинается Предвозрождение, открывающее блистательную эпоху развития художественной культуры в Италии. Велики флорентийский художник Джотто, чья гениальность в области живописи сравнима с поэтическим гением его современника Данте, вырази в своем творчестве нарождающееся новое отношение к человеку и миру. Его называли изобретателем и открывателем нового стиля живот си. Особая цветовая гамма произведений Джотто восхищала художников. Он ввел в живопись изображение трехмерного пространства, ста моделировать объемы фигур светотенью.
Обогатил традиции Джотто первый художник раннего Возрожден и Мазаччо — зачинатель флорентийской художественной школы. Он бы одним из основоположников реалистического искусства Возрождения. Мазаччо заложил основы той художественной системы, которую затем развили живописцы Ренессанса.
Одним из создателей архитектуры Возрождения считают Брунеллески. Он увенчал гигантским куполом собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В этой конструкции в полной мере проявились математический ум, технический гений и художественная одаренность. С него начинается возрождение купольной архитектуры в Европе.
Среди основоположников искусства Возрождения — флорентийский скульптор Донателло. Его современники полагали, что произведения скульптора были очень похожи на создания античных мастеров. Донателло во многом определил развитие европейских пластических искусств, работая почти во всех жанрах скульптуры.
Завершает раннее Возрождение творчество Боттичелли, тоже уроженца Флоренции. В нем соединились высокая одухотворенность и новая гуманистическая образность. Его Мадонны и языческие богини оставляют впечатление удивительной хрупкости, незащищенности и « вечной женственности ».
В конце XV в. грандиозные катастрофы потрясли Флоренцию: нашествие французов, изгнание Медичи, эпидемии, восстание горожан, увлечение проповедью доминиканского монаха Савонаролы, призывавшего всех покаяться, отказаться от мирских благ, осудить греховное искусство и сжечь дьявольские произведения живописи. Несколько лет еще недавно цветущая Флоренция предавалась самобичеванию. Однако очнувшись, она предала казни Савонаролу и снова возродила свое прекрасное искусство.
Высокое Возрождение охватывает немногим более трех десятков лет. Однако столь краткий исторический миг породил художественные достижения такого масштаба и такой гениальности, что этому феномену невозможно найти аналога в истории. На этот период пришлось творчество трех величайших художников мира: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Однако и кроме них было много художников, творчество которых сочли бы гениальным в менее плодотворную в творческом отношении эпоху. Леонардо да Винчи, воплотивший, по мнению современников, все божественные дары и казавшийся им почти сверхъестественным существом, — создатель одного из знаменитейших произведений мировое живописи — портрета Моны Лизы («Джоконды»), фрески «Тайная вечеря», утверждавшей идеалы Высокого Возрождения.
Поэтичный, удивительно искусный живописец Рафаэль — творец «Сикстинской мадонны», «Преображения», фресок Ватикана. Слава Рафаэля была великой при жизни, а после смерти потомки неизменно числили его среди величайших художественных гениев.
Микеланджело, скульптор, живописец, архитектор, обладавший сверхчеловеческой способностью творчества, был истинным «создателем людей», освобождавшим их прекрасные и выразительные тела из глыб мрамора. Его резец воззвал к жизни юного, прекрасного Давида и грозного пророка Моисея, а росписи Сикстинской капеллы заставили воочию прозреть великое таинство Страшного суда.
Микеланджело, Рафаэль, архитектор Браманте стали создателями шедевра архитектуры Возрождения — собора Святого Петра в Риме.
Замечательными художниками были представители венецианской школы живописи Джорджоне и Тициан. Тициан прожил долгую жизнь. Расцвет его творчества пришелся на поздний Ренессанс. Он был удивительным мастером портрета, а его многочисленные живописные произведения отличаются исключительным цветовым богатством, полны могучего чувства жизни, столь характерного для венецианского общества.
Позднее Возрождение отмечено появлением маньеризма, несколько манерного, вычурного направления в искусстве. Влияние маньеризма заметно в творчестве позднего Микеланджело. Наиболее ярким представителем этого стиля в Италии был венецианец Тинторетто, а в Испании — Эль Греко.
К XV в. относится начало Северного Возрождения. У его истоков — творчество замечательного нидерландского художника Яна Ван Эйка, современника Мазаччо. Традиционно ему и его брату Хуберту Ван Эйку приписывается изобретение техники масляной живописи.
Загадочно творчество Босха. В эпоху Высокого Возрождения Босх в Нидерландах создает мрачные мистические аллегории, фантастические видения, заставляющие вспомнить об искусстве поздней готики. Вершиной нидерландской ренессансной живописи является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким за любовь к изображению простонародной жизни. С его именем также связано оформление пейзажа как жанра нидерландской живописи.
Конец XV — первая треть XVI в. в Германии — время огромной социальной и духовной напряженности. Происходит борьба двух миров — средневекового и нового, нарождающегося. Из хаоса этой эпохи как символ поднимается фигура крупнейшего немецкого художника Альбрехта Дюрера. Он был не только великолепным живописцем, но и гениальным мастером гравюры. В сериях гравюр художник переосмыслил сюжеты, популярные в Средние века, в соответствии с новыми идеями и религиозными настроениями своего времени, придав им особый драматизм и художественную выразительность.
В конце XVI в. Возрождение уступает место искусству новой художественной эпохи - барокко.

12. Эпоха Реформации
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия
Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента
начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в
Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской
войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение
средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (15091564) , которого прозвали “женевским папой” .
В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной
основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия,
Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения. 7
Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным
делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность
упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической
деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на
человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее
адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес
католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли” .
Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И
Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на
преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более
дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали,
основанной на религиозных ценностях.
Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во
всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!) . 8 Реформация же в своей основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия” . Она борется только против специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она выступает революционно.
С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не
отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной
диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и
практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать
индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании” ) . 9
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось
ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты
были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей
всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом…. То, что
говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это” .
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может
достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и
волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы” . Снискать
божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом,
подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство
определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью,
благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-
сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология раннебуржуазная, т.е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе христианина, Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Заключение
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов, - имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать, как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития
Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм
был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую
актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более
важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи
Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого
определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не
совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация
изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу
самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию –
религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого автономного
индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и
поступках.

Буржуази́я (фр. Bourgeoisie от фр. bourg; ср.: нем. Burg — город-крепость) — в марксизме — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.

В русском языке слово «буржуазия» в прошлом нередко переводили как «мещанство» (от общеслав. мѣсто: ср. польск. miasto, белор. месца, укр. місто — город). Например, название пьесы Мольера: фр. «Le bourgeois gentilhomme» переводят «Мещанин во дворянстве». Тем не менее, сейчас термин мещанство не является эквивалентом термина «буржуазия» (например, в буржуазию входило и купечество, а некоторая часть мещан работала по найму).

Уже в средние века произошло разделение на горожан и крестьян, а права буржуазии были своего рода привилегией. Изначально, в эпоху феодализма, буржуазией называли жителей городов, противопоставляя их намного превосходящему по численности сельскому населению.

Вскоре термин «Буржуазия» приблизился по своему значению к термину «Третье сословие», который в (15 в.) часто имел более узкий смысл, обозначая лишь часть податного населения — верхушку горожан, которая была представлена на Генеральных штатах. [2]

В ходе разложения феодализма во Франции буржуазия являлась наиболее обеспеченной и социально активной частью третьего сословия (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее буржуазия и рабочие). Начиная с Нидерландской буржуазной революции, по всей Европе буржуазия выступает инициатором и активным участником революционных перемен, приводящих к свержению феодальной власти. Современные историки и политологи сходятсяв позитивных оценках роли буржуазии на этом историческом этапе, как передового, прогрессивного класса.

Наши рекомендации