Зрелый протокоринфский стиль
Начало 7 века до н. э. стало настоящим прорывом в керамике, этот период называют зрелым протокоринфским стилем. Он развился в период 690—650 гг. до н. э. Коринфские гончары основали технику чернофигурной керамики, что, несомненно, стало важным шагом вперед. Новый способ изготовления керамики заключался в нанесении силуэтов лаком, в точном моделировании фигур специальным инструментарием и обжиге вазы. Цветовые эффекты проявлялись только после обжига и извлечения сосуды из печи. Изначально рисунок был достаточно простым и выполнялся буквально несколькими штрихами, но со временем техника вазописи все более совершенствовалась. Примером прогресса вазописи являетсяарибал «Борьба гоплитов». Отделка вазы характеризуется отлично продуманной композицией, фигуры воинов выглядят действительно натуралистично, прогресс заметен не только в изображении фигур в движении, но и учете перспективы. Ковровый протокоринфский стиль распространяется и на миниатюрную керамику, теперь она также покрывается сплошным причудливым узором с изображением животных, а наполнение пустых мест происходит за счет привнесения цветочных мотивов.
Поздний протокоринфский стиль
Еще одним шагом в развитии коринфского стиля керамического искусства стал позднепротокоринфский стиль (650—640 гг. до н. э.). Мастера этого периода переходят от выполнения фигурных сцен к технике их массового производства. Совершенствуются сами формы керамики, увеличиваются и размеры, чтобы изобразить крупных животных. Расширение рисунка ведёт к сокращению незаполненных участков на корпусе вазы, при этом возрастает и тщательность выполнения рисунка. Иногда всю композицию составляла детально прорисованное одно-единственное животное. Акцент делался на демонстрации природных особенностей животных. Так, пантера, которая от природы имеет удлиненное, грациозное тело, заменяет на вазах достаточно жесткого величественного льва, характерного для ранних периодов ориентализирующего стиля. Эти тенденции коснулись также архитектуры, когда на фризах кроме львов и быков также изображались пантеры и другие животные. Такая композиция стала почти стереотипной, а подобные орнаменты можно найти везде в скульптуре и архитектуре того периода.
Протокоринфская керамика – сосуды обычно небольшого размера и очень тонко выработанных форм. В формах сосудов и в орнаментальных отивах часто сказываются восточные влияния. Наиболее излюбленные орнаментальные мотивы – лучевидный, чешуйчатый, пальметка и лотос. Излюбленная тема – изображение животных, развернутое обычно в виде длинного фриза.
Коринфская керамика
Стремились продолжать традиции протокоринфской керамики, как в темах, так и в орнаментальных мотивах и приемах, но постепенно все меняется.
Нет ясности и четкости. Декоративный размах становится все шире, пышнее, достигая временами почти хаотической пестроты и перегруженности.
[править]Раннекоринфский стиль
Некоторые исследователи склонны выделять еще один период коринфской керамики — раннекоринфский стиль, или так называемый стиль «взрослого животного» (625—550 гг. до н. э.). Развитие этого стиля было вызвано дальнейшим увеличением прямых контактов с Востоком, и как следствие, влияния восточной культуры на искусство Эллады. Этот период характеризуется созданием широких фризов, оформленных неестественно удлиненными фигурами животных, а также заполненных орнаментом. Гиперболизация декоративных элементов ведет к некоторой потере натуралистичности изображаемых фигур, впрочем сама техника выполнения рисунка чрезвычайно тщательная. Влияние на развитие этого вида керамики совершили ассирийские ткани с обильными узорами, а также, несомненно, изобретательность коринфских мастеров керамики. Среди изображаемых животных популярными были львы, барсы, дикие кабаны, быки, козы, впервые появились сирены (птица с человеческой головой) и другие гибриды (человек-дракон, человек-рыба). Определенный упадок Коринфской техники приходится на 6 век до нашей эры, он состоялся в связи с потерей конкуренции с гончарами Аттики, где ориентализирующий стиль уже был вытеснен чернофигурной вазописью.
Протоаттическая керамика
Период протоаттической керамики продолжался в период 710—675 годов до н. э., при этом переход от позднегеометрического стиля к протоаттичному прошел достаточно плавно. На начальном этапе эти стили даже сосуществовали друг с другом: среди чисто геометрических элементов — линий и зигзагов — появлялись примитивные фигуры мифологических животных, а также цветочные мотивы.
Чёрно-белый стиль
Этот период охватывает 675—650 гг. до н. э.
Таким образом, возникло совершенно новое поколение художников, и сами гончары отказывались от старой техники. Вырисовывая контуры фигур, художники в поисках средств достижения большей натуралистичности сознательно начинают использовать прорисовки чёрным по светлому фону. Хотя, как и раньше, техника оставляла в себе переплетение с предыдущими периодами, художникам чёрно-белой вазописи удалось добиться гораздо большего мастерства по сравнению с протоаттическими.
Расширилась и тематика росписи: появились сцены гонок на колесницах, батальные сцены и, как и раньше, мифологические существа. Постепенно техника чернофигурной вазописи становилась всё популярнее. Оригинальность аттической керамики этого периода состоит в умении не столько изобразить ориенталистические элементы, сколько разместить их на корпусе сосуда. Несмотря на некоторое сходство с коринфской керамикой этого периода, исследователи всё же исключают определяющее влияние Коринфской техники на аттическую. Всего за 20-30 лет аттические вазописцы настолько освоили технику чернофигурной вазописи, что смогли значительно повысить качество своих изделий.