Молодость возвращается ко мне
От любви к тебе,
Дай мне твои руки, что
Держат твой дух,
Чтобы я смог принять его
И жить им.
Этот удивительный портрет, символ вечной красоты и обаяния, по праву занимает почётное место среди самых поэтичных женских образов.
В конце XIX в. в арабском селении Эль-Амарна, на территории столицы Эхнатона Ахетатона, начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. В их числе был и замечательный портрет царицы Нефертити. Этот яркий, но недолгий период в развитии египетского искусства теперь принято называть амарнским. Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...
В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драгоценными камнями и предметами ювелирного искусства. Но самой замечательной находкой была золотаямаска Тутанхамона, точно передающая его черты. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Кажется, в нём запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза — вместилище души фараона. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлён в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — передаёт величие и божественное происхождение фараона.
3.4. Музыка Древнего Египта
Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Учёные считают, что есть основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.
Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают и интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединённых в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии.
О чём же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимныбогам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, например, замечательная «Песня арфиста» (XXI в. до н. э.):
Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь,
Надуши свою голову миррой,
Облачись в лучшие ткани,