Первобытное искусство (основные этапы развития )
Первобытное искусство (основные этапы развития )
Искусство древнего Египта
Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю древнего Египта делят на следующие периоды:
1. Додинастический (4 тыс. до н.э.)
2. Древнее царство (30-23 вв. до н.э.)
3. Среднее царство (22-18 вв. до н.э.)
4. Новое царство (16-11 вв. до н.э.)
5. Позднее время (11в.-332г. до н.э.)
Египет – это страна, население которой всегда проживало в районе Сахары (Север Африки), по этому обнаруживает глубинные связи с породившей ее первобытной культурой. Продолжает в мифологии развиваться тотемизм, фетишизм, анимизм – поклонение звероподобным богам.
Еще одна из характерных особенностей Древнеегипетского искусства – связь с заупокойным культом. Смысл заупокойного (не погребального!) культа заключается в том, что когда настанет «золотой век» душа умершего найдет своего двойника, вселится в него и будет жить вечно. На этой основе развивается архитектура погребальных храмов, пирамид, мумифицирование (а значит медицина), скульптура портрет-двойник.
Во главе государства стоял фараон, который символизировал живого бога. Его безграничная, божественная власть поддерживалась религиозной идеологией, жречеством и принадлежащими к этой касте художниками, архитекторами, писцами, которые стали хранителями традиций, канона во всех видах искусства, которые сохраняются на протяжении тысячелетий.
Главным творением египетского искусства становится заупокойный храм. В эпоху древнего царства – это пирамида как символ горы.
Помимо скульптурных изваяний портретов-двойников, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах. Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древнего Египта имела культовое значение. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим – иначе как же Ка (душа умершего) опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность. Все они выполнены в соответствии со строгими канонами:
1. Строгая симметрия в построении.
2. Фронтальность.
3. Торжественная монументальность.
4. Статичная неподвижность.
5. Замкнутость в правильном геометрическом объеме.
Канонизированы и позы:
1. Сидящие на полу скрестив ноги, руки на коленях.
2. Сидячие на троне, руки на коленях, или одна прижата к груди. Примерами могут служить: статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н.э., Каир, Египетский музей).
3. Стоящие прямо в набедренной повязке, в ритуальном платке (клафте) на голове, руки вытянуты вдоль тела.
4. Стоящие с выдвинутой вперед ногой, руки – вдоль тела.
Главное условие скульптуры – портретность. Человек представлен в расцвете сил и своей земной красоты, особую выразительность придает раскраска, иногда инкрустация глаз.
Строгая канонизация, фронтальность, застылость не распространяется на мелкую пластику, изображающую слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов, животных, наполненных правдой жизненных характеров.
Живопись Древнего Египта
Живопись Древнего Египта представляет собой плоско – выпуклый рельеф. Еще в додинастический период складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова – в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика, портретном сходстве. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей. На стенах гробниц в живописи изображаются все богатства, которыми обладал их владелец: красоты природы, события жизни погребенного.
Самые знаменитые росписи гробниц правителей (номархов) Среднего царства. Они очень живописны: мы видим фиговое дерево, покрытое плодами, которыми лакомятся обезьяны; на изгибающихся ветвях акации с тончайшим кружевом листьев сидят различные птицы. Художник отразил многообразие расцветок и поз. В изображении людей тоже появляются более свободные и живые позы и композиции, красивые цветовые сочетания, но без свето-теневой моделировки.
Архитектура Древнего Египта
Архитектрура Древнего Египта была актуальным видом искусства, отвечающего всем потребностям идеологии общества, заупокойного культа. А главной постройкой стал заупокойный храм, каноническая форма которого формировалась на протяжении тысячелетнего развития искусства Египта. Первоначально это был прямоугольной формы холм – мастаба.
В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц – ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера. К этому же периоду относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (или Хафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.
Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса – построена под руководством архитектора Химеуна. Её высота около 150 м, и сложена она из двух млн. 300 тыс. блоков. Стоящий у подножия пирамиды человек чувствуется песчинкой. Треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов.
После многочисленных войн и нашествий, в эпоху Среднего царства, Древний Египет вступил в Новое царство. Все это время шел поиск новых типов храмов и усыпальниц.
Первым, на рубеже эпох, памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари.
Повторяет формы этого храма, но более знаменит и значительно превышает ее по объемам, – это полускальный храм царицы Хатшепсут. Три возвышающихся друг над другом яруса, соединенных широкими пандусами, завершающиеся пирамидой. Четырехгранные колоннады располагаются по периметру ярусов, их мерный ритм читается на фоне темных скал. Более 200 скульптурных портретов Хатшепсут создано для этого уникального храма. За основной частью храма в скале вырублено несколько открытых залов-дворов и погребальная камера.
Новое царство – эпоха последнего возвышения египетского искусства. Расцветает архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей с властью фараона, поэтому строятся не только заупокойные храмы царей, но и храмы-святилища.
Наибольшее распространение получает тип наземного храма с четким горизонтальным планом, включающим открытый, обнесенный по периметру колоннадой, двор (гипостильный двор), колонный (гипостильный зал) и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога по сторонам которой стояли сфинксы-львы с лицом фараона (дорога сфинксов). Вход окаймляют каменные пилоны – сужающиеся к верху в форме трапеции стены, разделенные посредине проходом. Перед пилонами возвышались обелиски, олицетворяющие солнечный луч и колоссальные, гигантские статуи фараонов. Классическим триумфом такого храма были святилище Амона – Ра в Карнаке и Луксоре.
Карнак был официальным святилищем. Это гигантское сооружение. Только гипостильный зал размером 102 м на 51 м, и высотой 21 метр. В 16 рядов как лес стоят 144 гигантских колонн папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных; иные из них таковы, что ствол колонны не могли бы обхватить пять человек. Ниже части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, - видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью.
В эпоху Нового царства появился скальный храм Рамзеса II в Абу Симбеле. Восходящие лучи солнца освещают фасад: вырубленные в скале пилоны с четырьмя двадцатиметровыми сидящими фигурами фараона. Потом солнце проникает в первый зал с колоннами в виде фараона Рамзеса II (называются осирическими статуями). Затем в следующие и само святилище, общая длина анфилады составляла 55 м. В дни зимнего и летнего солнцестояния солнце освещает фигуру Рамзеса II, которая находится в святилище.
Для всего Нового царства характерен гигантизм, направленный на прославление официального культа и возвеличивание фараона.
Амарнский период развития
Особый период развития египетского искусства представляет время правления фараона – реформатора Аманхотепа IV – Эхнатона в начале 14 века до нашей эры.
Эхнатон («угодный богу») отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов и, впервые в истории, ввел единобожие – поклонение богу-солнцу Атону, только ему, и никому больше. Новое божество Атон был самим солнцем – диском, сияющим в небе: святлый круг, испускающий лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что должно было символизировать дарование благ на земле. Эхнатон приступает к строительству новой столицы – Ахетатон («Небосклон Атона») близ современного города Тель-еле-Амарна, отсюда название периода развития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируют нечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основных канонических приемов стиль скульптуры и рельефов говорил об интересе к интимным переживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениями сцен частной жизни Эхнатона: он в семейном кругу, ласкает и забавляет детей. Две женщины сопровождали его на жизненном пути, и может быть, соучаствовали в его реформаторской деятельности: его мать Тия и любимая жена Нефертити, родившая Эхнатону шестерых дочерей.
Традиционная портретность египетской скульптуры приобретает новое качество. Эхнатон требовал от художников реализма передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его облика. До той поры фараонов изображали с портретным сходством, но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. Неправильные черты болезненного лица и фигуры Эхнатона овеяны подлинным дыханием жизни, внутренним обаянием, исполнено экспрессии.
Во время раскопок в Амарне была найдена скульптурная мастерская Тутмоса, тут обнаружены скульптурные головы (бюсты) Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только один правый глаз. Необычайная мягкость моделировки, тончайшие переходы от выпуклости к впадине лица, от освещенных мест к теневым рождают неповторимый образ.
Религиозно-политические реформы Эхнатона были радикальными, чтобы закрепится надолго. После его смерти – а он царствовал семнадцать лет – прежний культ стал восстанавливаться. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на дочери Эхнатона, взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецы воспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам. Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, город Ахетатон был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец, художественные мастерские – все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого не упоминалось или его называли «врагом из Ахетатона»..
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было большим событием в археологии и в египтологии. Это открытие принадлежит археологу Говарду Картеру.
Не тронутая человеческой рукой гробница фараона состояла из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разработки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и маленькие статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефами; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения.
Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты, приспособлены для подушек, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, расслаблено. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру.
В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него – еще три таких же ящика, в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченных гроба, один в другом, имеющих форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Лицо юного фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими широко расставленными глазами, было мальчишески – пленительно. Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что более удивительно, железный, - изделия из железа не встречались в Египте. Обилие золотых изделий поражает воображение.
Искусство Позднего периода
Поздний период – время спада экономической и культурной жизни страны. Погребальный обряд продолжал существовать, хотя новых заупокойных ансамблей не возводилось. Храмы становятся меньше, но полностью сохраняют египетские пирамиды (храм Гора в Эдфу, Исиды на о-ве Филе).
В Поздний период и, особенно, в период римской экспансии, ритуальные маски оставались основной составляющей заупокойного культа. Найденные близ местечка Фаюм, «фаюмские портреты» выполнены на деревянной доске в технике энкаустике (расплавленный воск) были ни чем иным как заупокойными масками. Конкретная достоверность образов соединяется с духовностью, которая преобладает над физической телесностью.
Эгейское искусство
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.
Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — в эпосе Гомера. Никто не сомневался в легендарном характере сведений о догреческих обитателях греческой земли, пока во второй половине 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал на Гиссарлыкском холме реальные остатки гомеровской Трои, хотя он и не сумел разобраться, какой из раскопанных им культурных слоев относился ко временам, описанным в «Илиаде».
Вслед за тем в 70-х и 80-х гг. 19 в. в результате раскопок Г. Шлимана и В. Дёрпфельда на Пелопоннесском полуострове была открыта микенская культура. В начале 20 в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Причудливый и странный мир, давно забытый человечеством, неожиданно возник перед глазами людей 20 в. Изучая раскрытые им художественные сокровища Кносского дворца, а также раскопанных другими археологами древних критских городов Гурнии и Феста, Эванс первым стал рассматривать культуру Крита в сопоставлении и в связи с культурами Египта и других стран Древнего Востока. Он предложил и периодизацию эгейской культуры, в достаточной мере условную, так как она была основана на последовательной смене форм критской керамики, но до сих пор общепринятую. Эванс разделил историю Эгейского мира на три больших периода и каждый из них в свою очередь на три субпериода; он назвал их минойскими по имени легендарного царя Крита — Миноса. Эгейская письменность до сих пор полностью не расшифрована, что в значительной мере затрудняет изучение эгейской культуры. Но здесь большую помощь оказывает сопоставление археологических находок и соответствующих упоминаний в древнегреческих литературных произведениях, а также сведений, найденных в египетских и переднеазиатских текстах.
Начало культуры на Крите восходит к неолиту. К предистории эгейской культуры относятся и раскопанные еще Шлиманом в 1871 г. наиболее древние «догомеровские» города из двенадцати последовательно существовавших на Гиссарлыкском холме городов, так называемые первая и вторая Троя, датируемые 3 тысячелетием до н.э. В своем развитии эгейская культура дошла до сложения раннерабовладельческого общества. Быстрее всего это развитие шло на Крите.
Местоположение Крита в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для развития торговли и мореходства. В те времена Крит был плодородным, покрытым обильными лесами и густо населенным островом, его гавани были хорошо защищены от бурь. Уже в раннеминойский период (3 тысячелетие до н.э.) критские корабли проникали на Мелос, Феру, Делос и другие острова Эгейского моря.
Около 2000 г. до н.э. на Крите были возведены первые дворцы военных вождей. Некоторые из них, как первый Кносский дворец и дворец в Маллии, были хорошо укреплены стенами и башнями, другие, как дворец в Фесте, стоявший на крутом холме, не имели укреплений.
Около середины 18 в. до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен. Некоторые исследователи объясняют ее сильным землетрясением, другие — военным нашествием, подобным нашествию гиксосов в Египте, третьи считают причиной катастрофы какое-то крупное социальное потрясение. Но эгейская культура не была уничтожена; напротив, с начала 17 в. до н.э. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Наступил период могущества Крита, сильной морской державы, получившей господство в восточной части Средиземного моря.
Во время этого расцвета (по Эвансу - в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую, исполненную живописными и световыми эффектами; декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью; керамику, украшенную с исключительным богатством фантазии; изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство Крита, расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока; однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и симметрии.
Раскопки на Крите дали прежде всего много остатков архитектуры. Наиболее Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. Это огромный архитектурный комплекс, создававшийся в течение нескольких столетий, испытавший несколько землетрясений и других катастроф, разрушавшийся и вновь восстававший из развалин.Размеры дворца, его запутанный план и великолепное внутреннее убранство производили на окрестные народы огромное впечатление, и упоминания о нем приняли впоследствии легендарные формы. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеко-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом. Еще в самом конце 19 в. этот дворец считался вымыслом народной фантазии; никто тогда не думал, что он будет найден на самом деле.
Эгейский мир.
Первые постройки в Кноссе возникли, как уже говорилось, около 2000 г. до н.э. Весь дворцовый комплекс сложился окончательно около 1600 г. до н.э. когда он занимал наибольшую территорию. Но и после этого продолжались различные достройки и перестройки.
102 а. Кносский дворец на Крите. Лестница и световой колодец. 16 в. до н. э.
В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и поэтому уже не строили крепостных стен вокруг города и дворца. Центральное место в Кносском дворце занимал большой (52,5 м в длину) прямоугольный двор; со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные; часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть — ниже его, некоторые — выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании. Во дворце было несколько входов; к четырем из них вели широкие лестницы. Расположение помещений на разных уровнях вызывало необходимость множества лестниц и пандусов. Воздух и свет поступали через многочисленные световые колодцы. Освещение помещений, таким образом, не было равномерным. Разнообразие освещения, так же как и размещение комнат на разных уровнях, способствовало живописности общего впечатления. Очень большую роль играли здесь и стенные росписи, отличающиеся исключительной декоративностью; контрастность цветовых сопоставлений этих росписей свидетельствует об учете художниками их освещения рассеянным или слабым светом.
План Кносского дворца.
102 6. Кносский дворец на Крите. Тронный зал. 16 в. до н. э. Реставрирован.
Тщательное изучение развалин дворца дало возможность со значительной долей достоверности установить назначение сохранившихся помещений, из которых лишь немногие были больших размеров, — преобладали небольшие, уютные комнаты. Юго-восточная часть дворца была занята жилыми помещениями; здесь находились комнаты «царицы» (существование которой предполагает Эванс), ванна, бассейны для омовений; в восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники, а также кладовые и сокровищницы. В центре западной части дворца Эванс определяет ряд помещений «царя», в том числе «тронный зал», где совершались, вероятно, культовые действия с участем царя-жреца; он был расписан фресками с грифонами, лежащими среди лилий (15 в. до н.э.). Дальше к западу находились многочисленные узкие и длинные склады и кладовые, а между помещениями царя и центральным двором были расположены культовые помещения и храмовые сокровищницы. В северозападной части дворца имелось специальное место для культовых театральных представлений: площадка, ограниченная с двух сторон ступенями для зрителей. Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами; кроме известняка широко использовались гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. Наружные стены Кносского дворца были вплотную обстроены небольшими домами горожан, двух-или трехэтажными, с плоскими крышами, как видно на найденных в Кноссе фаянсовых табличках с изображением домов.
Праздничная, приподнятая декоративность составляет наиболее характерную черту изобразительных искусств Крита. Пестрой и многоцветной декоративной живописью по сырой штукатурке, то есть фресками, были покрыты стены дворцов, общественных зданий и богатых домов. Фрески располагались на стенах в виде фризов или панелей. Образное и смысловое содержание критских стенных росписей явно связано с религиозно-мифологическими представлениями. Но истолкование отдельных сцен и образов очень затруднено тем, что мы не знаем ни религии, ни мифологии критян и можем строить о них лишь более или менее вероятные догадки на основании расшифрованных текстов и сохранившихся произведений искусства, а также сравнений с религией и мифологией различных народов Древнего Востока.
Наиболее ранней фреской в Кносском дворце считается так называемый «Собиратель шафрана» (возможно, 18 или 17 в. до н.э.) - наклонившаяся человеческая фигура (а возможно, и не человек, а обезьяна) посреди крупных цветов крокуса или шафрана. Непропорциональная, данная плоским силуэтом фигура окрашена голубовато-зеленой краской; белые распустившиеся цветы, растущие на очерченных извилистым криволинейным контуром «горках», ярко выделяются на красном фоне.
104 б. Кошка, подкрадывающаяся к фазану. Фреска из Агиа Триады. Середина 2 тысячелетия до н. э. Гераклейон. Музей.
Не следует, однако, думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторые особенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрески конца среднеминойского периода (то есть конца 17 — начала 16 в. до н.э.) из Агиа Триады с изображениями растений и животных. В сохранившемся фрагменте фрески с кошкой, охотящейся в зарослях за фазаном, художник хорошо нашел и гибкую, осторожную поступь кошки и спокойствие не замечающего опасности фазана с замечательным декоративным изяществом и в то же время верностью натуре переданы ветви и листья различных растений в других фрагментах этих фресок. Непосредственная свежесть восприятия природы отличает и фреску «Синие дельфины и цветные рыбы» на голубом фоне моря, на стене одного из «помещений царицы» в Кноссе.
Живописность и декоративность, так же как свобода и смелость критской живописи в конце среднеминойского периода, нашли свое выражение и в фресках, более или менее конкретно изображающих жизнь обитателей Крита. В так называемой Старой башне Кносского дворца найдены фрагменты фрески, где очень бегло, но достаточно наглядно изображена пестрая толпа людей, собравшаяся перед храмом, около которого сидят нарядно одетые женщины, может быть, жрицы, невидимому, оживленно разговаривающие. Женщины эти одеты в платья с широкими юбками, стянутыми в талии, с открытой грудью и пышными рукавами, на тщательно причесанных волосах — диадемы и ожерелья. Большой интерес представляют архитектурные формы храма. Он состоит из увенчанной нарядной кровлей центральной части на высоком каменном основании с двумя расширяющимися кверху колоннами, двух боковых пристроек, расположенных ниже, с одной колонной у каждой пристройки и, наконец, двух лестниц по сторонам здания, также с колоннами. Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показан строго фронтально.
104 а. Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца (реставрирована). Середина 2 тысячелетия до н. э. Гераклейон. Музей.
Еще более любопытна кносская фреска с «дамами в голубом», как их назвали археологи. На сохранившейся верхней части трех женских фигур лица нарисованы в профиль, глаза и грудь - в фас; женщины одеты в узорные голубые платья с узкими талиями, с открытой грудью и рукавами до локтей, на их головах диадемы и жемчужные нити, которыми перевиты пряди тяжелых черных волос, часть которых падает на спину и грудь, на лбу завитки. Свободно переданы манерные жесты полных украшенных браслетами рук с тонкими пальцами. Лица женщин совершенно одинаковы и маловыразительны, но в них все же есть некоторое оживление: перед ними, возможно, развертывалось цирковое представление или какое-либо другое зрелище.
Обе эти фрески дают представление об облике знатных женщин Крита, о сложности и изысканности культуры обитателей Кносского дворца, позволяя строить предположения о важном значении женщины в критском обществе. В северозападной части Кносского дворца найдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядно одетые юноши, сидящие на табуретах, и среди них девушка в профиль с огромным смеющимся черным глазом, ярким ртом, исполненная живости и задора. На ней узорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади; на лбу — локон. Несмотря на неожиданную для искусства той эпохи непринужденность и даже свободную естественность подвижных жестов или эффектных костюмов и причесок, общий характер всей этой живописи, однако, не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, неизменно сохраняя черты узорности и плоскостности.
Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, очень значительное место занимает изображение быка, игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. В религиях древних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Понимание этого образа изменялось от древних и примитивных тотемистических представлений до олицетворения в нем животворящей силы природы. Однако нигде быку не придавалось такое большое значение, как на Крите.
103 а. Дворец в Фесте (Крит). Лестница. Середина 2 тысячелетия до н. э.
103 6. Акробаты с быком. Фреска Кносского дворца (частично реставрирована). 16 в. до н. э. Гераклейон. Музей.
В Кноссе найдены замечательные фрески с акробатами — юношами и девушками, прыгающими через стремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково — с повязкой на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. Повидимому, эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасные упражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл. Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладают такой же жизненной правдивостью, как и фрески, изображающие природу, хотя черты условности выступают и в них достаточно ясно («летящий галоп» быка и т. п.).
105. Царь-жрец. Раскрашенный рельеф из Кносского дворца. Реставрирован. Высота 2,22 м. Середина 2 тысячелетия до н. э.
Уже к позднеминойскому периоду (после 1580 г. до н.э.) относятся большие декоративные росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно, расположены в два ряда; сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущих сосуды из серебра, и девушек с музыкальными инструментами. Человеческие фигуры даны здесь в очень большой мере условно -декоративно и плоскостно. Такого же рода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (по предположению рванса) «Царь-жрец». Этот не полностью сохранившийся и реставрированный рельеф, большой по размеру (около 2,22 м высоты) и слабо выступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях), изображает идущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талией и широкими плечами. Поступь юноши исполнена торжественности. На голове его — корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди — ожерелье, также из цветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведенной назад левой руке держит жезл. Он проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Фон рельефа - красный. Необыкновенно изысканный и манерный стиль этого рельефа находит отклики в одновременном дворцовом искусстве Микен и Тиринфа. Еще более условны и похожи на плоский узор росписи саркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношение перед двумя двойными секирами (повидимому, бывшими символом священного быка) и принесение даров умершему. Все более усиливающаяся схематизация приводит критскую живопись уже в 15 в. до н.э. к полному упадку.
108 а. Ваза Камарес. Глина. Около 1800 г. до н. э. Гераклейон. Музей.
109. Ваза с тюльпаном из Филакопи на острове Мелосе. Глина. Середина 2 тысячелетия до н. э. Афины. Национальный музей.
Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н.э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. К этому времени относятся вазы, получившие название по их первой находке в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные растительные узоры. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н.э.) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней).
108 6. Ваза с осьминогом из Гурнии. Глина. Середина 2 тысячелетия до н. э. Гераклейон. Музей.
В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупалъцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него — водоросли и кораллы. На ритоне ( Ритон — сосуд для вина в виде рога. ), из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.
Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» - формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.
Ко времени расцвета искусства Крита, вероятно к 16 в. до н.э., относятся каменные, покрытые рельефом сосуды, сделанные из стеатита (жировика): сосуд с группой жнецов, с песней возвращающихся с поля, или ритон со сценами кулачного боя, борьбы и акробатических сцен с быком, где, несмотря на общую условность рельефа, с большой живостью переданы сложные движения борцов или стремительный бег разъяренного быка.
106 6. Кубок из купольного погребения в Вафио (близ Спарты). Золото. Середина 2 тысячелетия до н. э. Афины. Национальный музей.
К тому же пе<