IV. Подведение итогов викторины.
V. В гостях у картин.
1. Беседа по теме «Художественный музей».
Учитель. Внимание! Мы в гостях у картин, причем, у ваших любимых картин, которые вы специально принесли на выставку.
Представьте: только что распахнулись тяжелые двери художественного музея. В торжественных залах царит тишина.
Перед нами живопись. Несметные богатства, созданные гением человека. Тысячи поэм и рассказов, запечатленных на полотне талантливой кистью.
Осмотритесь вокруг. С глазу на глаз беседуем мы с великими мастерами, с волнением читаем их мысли. Как песня – то радостно-светлая, то грустная, – волнует нас их живопись, уносит в далекие времена, раскрывает величие сегодняшнего дня. Мы не только беседуем с мастерами кисти, а волнуемся, размышляем, радуемся, наслаждаемся поэзией живописи.
Вас тронула картина, и вы надолго задерживаетесь перед ней. Узнаете имя художника. Тут же, по соседству, разыскиваете и другие полотна того же мастера. Сравниваете. Вам открывается еще незнакомый мир, в котором жил и творил художник, – новый мир образов и красок. Картина радует, потрясает – на всю жизнь становится вашим другом.
Но вот вы налюбовались картиной, а вас уже манят, зовут к себе другие полотна. Что ни картина – то новое открытие, новый рассказ, увлекательный, яркий. И так без конца. Проходит час, проходит другой, а вам все еще не хочется расставаться с картинами, потому что вы полюбили живопись. Она радует вас – как музыка, как волнующее стихотворение, и ничто уже не заставит вас отказаться от этой радости.
Теперь вам уже кажется странным, что ваши друзья равнодушно проходят мимо полотен. Вам кажется невероятным, как может прожить человек без живописи!
Приходите же в картинную галерею. Приходите чаще. Зовите с собой друзей. Пусть и они радуются вместе с вами.
Двери музея раскрыты настежь. Картины приглашают вас в гости.
Каждый из вас «превратился» в экскурсовода. Кто хочет рассказать нам о своей любимой картине?
Учащиеся по желанию рассказывают, приглашая в гости к своей любимой картине.
У меня, ребята, тоже есть любимая картина. И я вас приглашаю окунуться в мир ее красоты и неповторимости.
2. Рассказ учителя.
КАЖДАЯ КАРТИНА – СОБЫТИЕ
В ноябре 1880 года Большая Морская улица в Петербурге (теперь это улица Герцена) представляла собой необычайное зрелище. По всей длине улицы стояли пролетки, кареты и экипажи. Они заворачивали на Невский и вереницей тянулись чуть не до самого Адмиралтейства. Возле дома № 38 по Большой Морской, где помещались выставочные залы Общества поощрения художеств, на мостовой и на тротуарах стояла толпа. Двери были раскрыты настежь. Прокладывая себе дорогу локтями, любопытные старались пробиться к окошечку кассы, но билетов не было.
Коренастый широкоплечий человек с черной бородой и орлиным носом уговаривал посетителей обождать еще пять, десять минут, пока станет свободнее в зале. Он смеялся и беспомощно разводил руками, удивленный и обрадованный своим успехом: на выставку собрался весь Петербург, и только для того, чтобы посмотреть одну-единственную картину – его картину «Ночь на Днепре», выставленную в просторных залах Общества. Этот чернобородый человек с орлиным носом был художник Архип Иванович Куинджи.
Окна просторного выставочного помещения были наглухо закрыты плотными шторами. Картина висела в глубине зала, в небольшой нише, и освещалась с боков, из-за портьер, двумя скрытыми керосиновыми лампами. Электричества в Петербурге тогда еще не было.
Плотной толпой стояли перед картиной зрители. Они не видели ни полотна, ни красок. В царившей вокруг темноте им казалось, что перед ними распахнули окно и за ним раскинулась необъятная ширь, пронизанная чарующим светом теплой украинской ночи.
Полная луна, прорвав набежавшее облачко, зажгла ленту Днепра призрачным зеленоватым светом. Река струится, мерцает, светится, уходя в темноту. Ближе, на крутом берегу, мельница, уснувшие хаты; за мельницей чуть теплится огонек костра. А река – внизу, под горой, и от этого ширь кажется еще необъятнее.
Как же добился художник такого поразительного впечатления? Как сумел так живо, с таким чувством передать поэзию украинской ночи? Луна на его картине действительно светилась. Горели, сверкали подернутые легкой рябью волны реки! Сколько споров поднялось вокруг этого полотна.
Одни утверждали, что художник подмешал в краски фосфор и заставил их гореть неестественным светом. Другие заглядывали за картину: уж не спрятана ли за ней лампа, свет которой пробивается сквозь холст? Но, конечно, никакой лампы там не было. Зрители недоумевали, они называли художника колдуном, даже фокусником. Самым же удивительным было то, что Архип Иванович даже не закончил курса императорской академии художеств.
3. Заключительное слово учителя.
Вот и закончился учебный год. За это время вы научились по-новому смотреть на произведения изобразительного искусства, узнали о творчестве русских художников, а главное – научились с помощью красок передавать свое настроение, отношение к героям рисунков. На каждом уроке мы вместе переживали радость открытий прекрасного в жизни, ваши успехи и ваши неудачи. Ничего не дается просто так, всему надо учиться, и мы находимся только в начале пути.