IV. Этапы выполнения рисунка на 1-м рисунке.
1. Композиция рисунка.
Тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта, размечаем высоту стены и башни. Проверяем композицию. (Приложение, рис. 1.)
2. Выполнения карандашного наброска.
Тонкими вспомогательными линиями рисуем силуэт кремлевской башни, стену и контуры светящихся шаров фейерверка. Проверяем пропорции. (Приложение, рис. 2.)
V. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок на тему «День Победы» в карандаше.
По окончании работы учитель проверяет правильность композиции, соблюдение пропорций и помогает учащимся исправить выявленные недостатки.
VI. Этапы выполнения рисунка на 2-м уроке.
1. Работа с цветом.
На палитре подбираем нужные оттенки краски. В начале докрашиваем небо, затем раскрашиваем стену и башню. (Приложение, рис. 3.)
2. Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали и шары фейерверка.
Рисунок закончен. (Приложение, рис. 4.)
Физкультминутка
Упражнение «Повторим за Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
VII. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок на тему «День Победы» в цвете.
VIII. Итог уроков.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
В своих работах, ребята, вы сумели отразить праздничное настроение. Фигуры людей в нарядной одежде. Всюду буйство красок от цветов и воздушных шаров.
Течет, поет, волнуется
Народная река.
Для праздника и улица
Становится узка.
Уроки 32–33
Рисование на тему «Лето»
Цели: продолжить формирование графических умений и навыков; познакомить с творчеством художников И. Шишкина, В. Поленова; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, альбом для рисования, салфетки.
Изобразительный ряд: репродукции картин И. Шишкина «Опушка лиственного леса» и «Берег моря», В. Поленова «Заросший пруд», образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение И. Сурикова.
Ход уроков
I. Организация учащихся.
Учитель. Рисование – не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать –
Затем на бумаге акварелью изображать.
1. Проверка готовности учащихся.
2. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Скоро, совсем скоро наступит любимое детьми долгожданное лето – пора каникул, игр, развлечений. С каким нетерпением мы его ждем. Строим планы, мечтаем. Хорошо бы поехать к бабушке в деревню, ловить рыбу, ходить по грибы и ягоды, или к морю – купаться, загорать…
И сегодня на уроке мы будем рисовать картину на тему «Лето».
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с творчеством художников И. И. Шишкина, В. Д. Поленова.
Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит.
Только жаворонок
В воздухе звенит.
И. Суриков
О каком времени года рассказал нам поэт? (Ответы учащихся.)
По каким признакам вы узнали об этом? (Ответы учащихся.)
А как художники изображают лето? (Это разноцветье полей, густая зелень лесов, солнечные небеса, зеркало озер и прудов.)
Картины известного русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина давно вошли в наше сознание как неотъемлемлемая часть русской культуры.
Художник умел прекрасно воссоздавать бескрайние просторы полей с золотящимися нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри и в то же время проникновенно рассказывать о каждой отдельной травинке, морщинистой коре на старом дереве или непритязательных полевых цветах.
Наследие художника огромно.
Это знакомые каждому с раннего детства «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», с которыми связываются наши представления о родной земле, о России, о Родине.
Свежестью, непосредственностью живой природы дышат картины Ивана Ивановича Шишкина. Но за кажущейся легкостью живописи, безошибочностью каждого мазка стоит огромный труд и знание художником родной природы.
Рассмотрим картины певца русской природы Ивана Ивановича Шишкина «Опушка лиственного леса» и «Берег моря».
Что изображено на картине «Опушка лиственного леса? (Ответы учащихся.)
По каким признакам мы узнаем, что здесь изображено лето? (Ответы учащихся.)
Какие цвета и их оттенки преобладают в картине? (Ответы учащихся.)
Как вы думаете, какое время суток показано на картине И. И. Шишкина «Берег моря»: утро, вечер, полдень? (Ответы учащихся.)
Опишите, что изображено художником на этой картине. (Ответы учащихся.)
Какой цвет и его оттенки преобладает в этой картине? (Ответы учащихся.)
Какой пейзаж понравился вам больше? (Ответы учащихся.)
А теперь сравним картины Ивана Ивановича Шишкина с пейзажем художника Василия Дмитриевича Поленова «Заросший пруд».
Лето. Полдень. Высоко стоящее солнце заливает своим светом все пространство. Густые заросли травы, кустарника скрывают линию горизонта. Небо отражается в застывшей глади пруда. Тишина и покой. Краски передают ощущение зноя, разлитого в воздухе.
Что общего во всех трех картинах? (Ответы учащихся.)
Чем они различаются? (Ответы учащихся.)
Воссоздавая в своих картинах и рисунках красоту и национальное своеобразие русского пейзажа, И. И. Шишкин и В. Д. Поленов сумели подметить и подчеркнуть ее милую задушевность, тонкую цветовую гамму.
Вглядываясь в картины русских пейзажистов, мы ощущаем нечто очень близкое, родное.
2. Устное рисование.
Учитель. Подберите название тому рисунку, который вы хотели бы нарисовать на тему «Лето». Например, натюрморт «Корзина с вишней», пейзажи «На берегу реки» или «В деревне». Затем продумайте, что вы нарисуете, и опишите устно свой рисунок.
Например, я нарисую как мама-утка на тропинке ведет своих утят к речке, и назову свой рисунок «Дружная семья».
Кто опишет свой рисунок? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка
Упражнение «В гости к зайке».
Учитель. Ребята, давайте пойдем в лес к зайке. Он давно нас приглашал.
Зашагали наши ножки
Ходьба на месте с заданием: хлопки впереди, по коленям, на носках, в полуприседе.
Прямо по дорожке
К зайкиной избушке
На лесной опушке.
Поскачем по дорожке,
Подскоки с поворотом, чередовать хлопки с притопом. Прыжки на одной и двух ногах.
Меняя часто ножки,
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Как лисички, побежали,
Бег на месте на полусогнутых ногах, с остановкой, «вильнуть хвостиком», повороты кругом. Чередование разных темпов бега.
Хвостиками помахали,
Притаились за кустом,
Побежали все кругом:
Побежали все кругом.
Беговые упражнения.
А теперь – бегом, бегом –
Мы по лесу босиком.
Вот как быстро мы бежали
И нисколько не устали.
Остановка.
Учитель. Дети, отгадайте-ка загадку:
Прыгает ловко, грызет морковку!
Кто это?
Дети отвечают.
Вот мы пришли в гости к зайке.