III. Ознакомление с творчеством Е. И. Чарушина.
Учитель. У каждого из вас на парте ваша любимая игрушка – зверушка. Что вы можете рассказать о своей игрушке? Почему она вам так нравится? (Ответы учащихся.)
Вы действительно очень любите свои игрушки и можете многое о них рассказать. А читаете ли книги о жизни животных? (Ответы учащихся.)
Какая книга о зверятах вам больше всего нравится? (Ответы учащихся.)
Много интересного умел подметить в жизни зверей художник и писатель Евгений Иванович Чарушин. Он не только иллюстрировал произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, но и сам в своих книгах писал тексты. Мы с вами уже знакомились с его книгой «Большие и маленькие». Все, что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме родителей, а позднее и в его доме всегда жили собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных, внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и повадки, много и охотно рисовал. Евгений Иванович и словами и кистью умел выразить характер животного, свое отношение к нему. Послушайте его рассказ «Кошка».
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком напоила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет – мурлычет, а ее котеночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Как великолепно в небольшом рассказе и в иллюстрации к нему Евгений Иванович рассказал о целом мире, в котором живет животное.
Вот и вы тоже будете рисовать зверей, правда, пока игрушечных. Но у них тоже есть характер – кто-то добрый, кто-то хитрый, и это вы должны передать в рисунке.
Физкультминутка
Игра «Расскажи стихотворение движениями».
Учащиеся должны согласовывать свои движения с произносимым учителем текстом.
Наша армия
Трубы трубят, барабаны гремят, –
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут молодцы, –
Славные, смелые наши бойцы!
Звонко и четко копыта стучат.
– Конница, конница! – дети кричат.
Слышится шелест багряных знамен,
Рысью промчался лихой эскадрон!
Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране, –
То быстроходный летит самолет,
Летчик отважный машину ведет.
Н. Френкель
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Прежде чем начать рисовать, что мы обычно делаем? (Мы всегда рассматриваем форму рисуемого предмета.) Но анализируя фигуру животного, не всегда можно сказать, что она имеет форму круга или овала. Чаще всего эта фигура имеет сложную форму. Поэтому каждый из вас должен внимательно рассмотреть свою игрушку и выделить отдельные части фигуры. Например, про фигуру медведя можно сказать, что она состоит из овала – туловища и овала – головы. Только изучив форму, можно наиболее точно выполнить рисунок.
V. Этапы выполнения рисунка.
1. Композиция рисунка.
1) Легкими вспомогательными горизонтальными и вертикальными линиями намечаем расположение фигуры. Отмечаем высоту и ширину игрушечной зверушки, стараясь не мельчить. (Приложение, рис. 1.)
2. Рисуем овалы головы и туловища, прорисоваем лапы, уши и другие характерные детали. (Приложение, рис. 2, 3.)
3. Работа с цветом.
Смешиваем на палитре краски для получения нужного оттенка. Раскрашиваем фигуру основным цветом. (Приложение, рис. 4.)
4. Прорисовывание деталей.
Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали: уши, глаза нос, коготки и т. д.
Рисунок готов. (Приложение, рис. 5.)
VI. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок любимой игрушки.
VII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
В ваших лучших работах выражены характеры животных. Мордочки зверушек выглядят то добродушными, то хитрыми, то радостными, то доверчивыми. В каждый рисунок вы вложили свое отношение к игрушке. Это очень радует и притягивает зрителей к рассматриванию изображенных зверушек, любованию ими. Вы и сами, наверное, получили большое эстетическое наслаждение, рисуя своих любимых игрушек.
Урок 22
Лепка животных
Цели: познакомить с народным промыслом Дымково; формировать умения и навыки создания объемных изображений из пластилина; развивать наблюдательность; воспитывать доброту и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: комплект пластилина, палочки-стеки, подкладная дощечка, салфетки.
Изобразительный ряд: образцы дымковских игрушек (фотографии, репродукции), образец работы.
Музыкальный ряд: фортепианная пьеса «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Ход урока
I. Организация учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Вы уже не раз рисовали животных, а вот сегодня на уроке будете учиться создавать объемное изображение животного.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с творчеством народных мастеров Дымково.
Учитель. Посмотрите на игрушки, выставленные у нас в классе. Все они изготовлены народными мастерами из села Дымково. Местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которую продавали на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника.
Дымковская игрушка, вылепленная из красной глины, после обжига окрашивается белилами. По белому фону ее расписывают яркими тонами красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Наряду со сказочными образами оленей, коней, птиц народные мастера изображают медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь – музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, – все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.
В каких позах выполнены звери на представленных игрушках? (Позы, в которых находятся животные, очень просты, но очень выразительны, а мордочки зверюшек добродушные, радостные, хитрые, доверчивые.)
2. Музыка о животных.
Учитель. Предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Вслушайтесь в звуки и скажите, какой зверь может ходить под такую музыку. Мы знаем, что некоторые звери легко скачут, прыгают, другие плавно ходят, почти плывут, третьи ходят тяжеловато, как бы переваливаясь с боку на бок.
Слушаем музыку.
Звучит фортепианная пьеса «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Кто же это так необычно ходил? Кого изобразил композитор? Кто может показать? (Ответы учащихся.)
Вы быстро узнали мишку и зайчика. Но можно под эту музыку представить большого доброго слона, прыгающего кенгуру. Так композитор К. Сен-Санс и назвал эти музыкальные характеристики зверей: «Слон» и «Кенгуру».
Сейчас дети вам почитают стихотворения о тех игрушках, которые вам предстоит сегодня вылепить.
Ученики, заранее подготовленные учителем, читают стихотворения.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей
И пойдем гулять скорей.
З. Н. Александрова
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки …
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше …
Очень неприятно
По воде ступать.
А. А. Блок
Мишку и зайку мы хорошо знаем, этих игрушек больше всего среди ваших любимых игрушек, поэтому их и вылепим из пластилина.
3. Приемы лепки животных.
Последовательность работы с пластилином при лепке фигур животных такая же, как и при лепке овощей и фруктов:
1) Определяем, из каких геометрических фигур состоит фигура животного.
2) Разминаем пластилин до мягкости.
3) Заготовкой для туловища обычно является цилиндрик, который в нужном месте вытягивают, изгибают, расширяют или сжимают.
4) Затем к туловищу прикрепляют шар – голову, маленькие цилиндрики – ноги, лапы, хвост. Такой способ лепки называется конструктивным.
Другой способ называется пластическим. При этом способе изделие целиком вылепляется из одной заготовки путем вытягивания отдельных частей.