Монтаж по фазе движущихся объектов.

При монтаже двух рядом стоящих кадров, в которых зафиксированы начало и продолжение единого движения объекта, необходимо завершение определенной фазы движения. Если в первом кадре начато движение, то во втором оно должно завершиться (если персонаж занес ногу, то в следующем кадре он должен ее опустить). Наиболее удачный переход будет тогда, когда в движении произойдет некая пауза.

Монтаж по направлению основной движущей массы.

Если в кадре находится человек, сидящий в купе поезда или в машине, зафиксированный неподвижной камерой, фон следующего кадра должен двигаться в обратном направлении. При этом необходимо учитывать также блики и их движение на неподвижном фоне «стены купе».

При переходе с движущегося предмета, зафиксированного неподвижной камерой, на кадр, в котором неподвижен фон, относительно которого двигался этот предмет, необходимо площадь этого предмета уменьшить на 1/3 плоскости экрана. Тем самым будет сохранено ощущение движения.

При переходе с одного кадра на другой следует учитывать не только направление основной движущейся массы, но и скорость движущегося фона.

При плавном монтаже внутри одной развивающейся сцены необходимо учитывать: пространственное размещение фигур, направление и темп их движения, форму жеста, направление взгляда, скорость движения фона, а также соблюдать соответствие кадров по масштабу, ракурсу, световой, цветовой и тональной характеристикам.

Монтаж по звуку.

Для того, чтобы грамотно соединить звук и изображение, необходимо еще раз подчеркнуть особенности каждого из компонентов: пластика, изображение направлено на подсознание, слово - на сознание. Отсюда на телевидении, где слово, звук играют ведущую роль, образная структура часто базируется на «сознательном» восприятии диалогов, монологов, а визуальное, пластическое построение кадров является вторичным, почти «фоном» словесного или звукового действия. Поэтому снижается активность визуального восприятия, удлиняются монтажные куски, монтаж носит характер связок.

Звук выполняет две основные функции:

- воссоздание эстетического звучания (человеческая речь, естественные шумы);

- пробуждение различных ощущений (страх, радость, горе).

При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание произведения.

При совпадении слова и изображения раскрывается логика развития характера.

При контрапункте слова и изображения раскрывается внутреннее состояние героя.

Состояние кадров может создать радостное настроение своим колоритом, уравновешенностью композиции, ритмическим построением, а звуковое сопровождение (неустойчивые звуки аккордов, неожиданный вскрик и т.д.) вносит диссонанс. Поэтому звук или слово детерминирует (определяет, обусловливает) смысловое значение кадра. Именно это и предопределяет характер монтажа как смысловой соотносимости отдельного кадра с предшествующими и последующими.

Вертикальный монтаж есть звукозрительное построение, которое строится по двум линиям - по горизонтали развивается сюжет, по вертикали - его образное воплощение. При этом возникает чувственное соответствие между зрительным и звуковым рядами.

Основным принципом вертикального монтажа является совпадение эмоционального и смыслового рисунков звука и изображения, подчиненных единым задачам и основной идее монтажного куска.

Существуют определенные соотношения между звуком и изображением:

- изображение подчинено звуковому решению;

- звук подчинен изобразительному решению;

- звук усиливается изображением;

- изображение усиливается звуком;

- звук и изображение порождают новый образ;

- звук разрушает изображение.

Требования к коротким монтажным кадрам:

- композиция, как правило, статична, часто крупнопланова, снята в ракурсах (при подчеркнуто выразительном характере освещения);

- фон в кадре «неразработан», обобщен, для большей выразительности - темный (используется также «эффектный» свет, что придает большую экспрессию);

- важное для развития сюжета действие строится по первому плану;

- цветовое решение достаточно локально.

За короткое время зритель должен получить сконцентрированную информацию, лишенную ненужной деталировки, достаточно экспрессивную и эмоционально насыщенную. Достигается при помощи резких (острых) ракурсов, размытых «нефокусных» фонов, деформации рисунком света лиц, подчеркиванием гиперболизации деталей.

Для усиления достоверности среды и обстановки сцены используются объективы с широким углом, что позволяет при изменении масштаба первого и дальнего планов сохранить резкость изображаемого пространства, достаточно детализированного по всей его глубине. При панорамировании камеры изменяется композиция кадра, что придает изображению острую динамику, внутреннюю напряженность. Конкретизированная реальная среда придает эффект достоверности.

Фон, среда должны быть подчинены образу человека, поэтому соотношение активности фона и актерской сцены зависит от драматургического решения в целом.

При использовании освещения как определенной тональности даже в коротких планах можно достичь особой выразительности, при этом не «впадая» в крайность резких перебросов посредством высоких светотональных контрастов и острых напряженных композиций, а разрабатывая, например, переход из темной тональности в светлую (или наоборот) при помощи точного ритмического рисунка монтажной фразы.

Наши рекомендации