Психология цветового восприятия упаковки
Красный. Самый горячий цвет с самой высокой побудительной способностью, так называемым «призывом к действию». Наилучший цвет для упаковок супов, сигарет.
Коричневый. Мужской цвет, ассоциируется с землей, зрелостью, теплом, комфортом - сущностью мужественности. Весьма способствует про даже любого товара.
Желтый. Броский, особенно в сочетании с черным; физиологически оправдан на упаковках зерновых продуктов, лимонов и цитрусовых.
Зеленый. Символ здоровья и свежести, часто используется для упаковки жевательных резинок.
Голубой. Самый холодный и привлекательный цвет; эффективен на упаковках замороженных продуктов (создает ощущение холода и льда).
Черный. Передает ощущение сложности, высокой технологичности; создает впечатление высокой стоимости; хорош в качестве фона и для обрамления.
Оранжевый. Самый «съедобный» цвет, особенно его коричневатый оттенок; напоминает об осени и вкусных вещах.
В результате изучения общественного мнения по поводу упаковки сигарет оказалось, что красный цвет пачки воспринимается как свидетельство того, что сигареты крепкие, голубой и белый - легкие, зеленый - сигареты с ментолом. Золотистый ассоциируется с высоким качеством, обилие «золота» - с высокой ценой.
Развертки упаковок
Товар в упаковке стоит дороже, выглядит эффектней и раскупается лучше. Упаковка прекрасно оправдывает себя не только на товарах массового спроса. Информационные материалы, образцы продукции, штучные изделия, - все, что создается вашей фирмой, заслуживает наилучшего оформления! Упаковка придает приятный вид любому товару, повышает его конкурентоспособность, не говоря уже о существенном облегчении дальнейших рекламных усилий.
Современная упаковка из картона и микрогофрокартона. Все мы в повседневной жизни сталкиваемся с картонной упаковкой кто-то как потребитель, кто-то как поставщик или производитель. Казалось бы, что может быть проще картонных коробочек. Однако, изобретенные уже не один десяток лет тому назад, картонные коробки, не только не исчезают под напором все новых и новых упаковочных материалов, но наоборот, не смотря на высокую конкуренцию, остаются наиболее популярным видом упаковки в России и в Европе.
Как известно, современная упаковка несет не только защитную и информационную функции. Сегодня упаковка — это продолжение товара, одна из составляющих его имиджа на рынке. Красочно оформленные картонные коробки разнообразных форм все больше и больше заполняют прилавки. Они, без сомнения, впечатляют покупателей именно в самый важный момент — момент знакомства с товаром. Некоторые впечатления могут продлиться достаточно долго, чтобы покупатель захотел подержать коробку, потрогать ее, и в конечном итоге, купить товар.
Картон (франц. carton, от итал. cartone, от carta - бумага) - разновидность бумаги, отличается от нее большим количеством бумажной массы на единицу площади.
На сегодняшний день единой классификации характеристик картона не существует, поэтому для выбора оптимальной упаковки необходимо иметь представление об основных характеристиках материала. К основным показателям качества картона относят его толщину, массу, пухлость, плотность и жесткость.
Основные технологические операции при выработке картона - размол, отлив, прессование и сушка - принципиально не отличаются от подобных операций при выработке бумаги, однако для получения картона в качестве сырья чаще используют вещества с более грубыми и жесткими волокнами - бурую древесную массу, полуцеллюлозу, сульфатную целлюлозу и макулатуру. Различают однослойные и многослойные картоны.
Прежде всего, благодаря жесткости картона существует возможность создавать упаковку различной конструкции. Также картонная упаковка обладает небольшим весом, невысокой ценой. Она экономична, универсальна и экологична. Благодаря своим свойствам, картон служит отличным материалом для изготовления потребительской упаковки.
Пухлость (спрессованность) – это объем картона в расчете на единицу веса. Чем выше этот показатель, тем легче на упаковке формируются сгибы.
Плотность — это отношение веса на площадь картонного листа.
Под жесткостью понимают сопротивляемость деформации. В зависимости от направления волокон, жесткость может быть продольной и поперечной. Самыми высокими показателями по жесткости обладает картон, сделанный из целлюлозы без добавления макулатуры. Следует учитывать, что особо прочный и жесткий картон отличается не только высокой стоимостью, но, к сожалению, и повышенной хрупкостью.
Красивая подарочная упаковка поможет эффектно представить косметические товары, парфюмерные наборы, ликероводочную продукцию, посуду, постельное бельё, одежду.
По назначению упаковку делят на потребительскую и транспортную. Потребительская упаковка является неотъемлемой частью товара. Такая упаковка не предназначена для самостоятельной транспортировки и имеет ограниченные габариты и массу;
Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки продукции в потребительской упаковке или товаров без упаковки. Предназначение транспортной упаковки - разоблачать содержимое того, что «спрятано» в этих коробках, показывать «изнанку». Но самое главное и самое приятное, что в разработке этих служебных знаков дизайнер может выражать свою свободную волю, поскольку мало кто из заказчиков заинтересован в транспортной упаковке (она напрямую не влияет на эффективность и объемы продаж товара). Такое «дизайнерское» творчество называют неподцензурным или народным (автор остается неизвестен народу). И все это ради одной цели—продукты часто путешествуют и пересекают границы государств, преодолевая и языковые барьеры. Поэтому в качестве такого международного языка, понятного и доступного всем, был выбран язык пиктограмм, язык картинок и образов.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое «упаковка» и какие функции она несёт?
2.Какими упаковки бывают?
3.Что нужно учитывать при разработке упаковки?
4.Что из себя представляет этикетка?.
5. Назовите психологические особенности цветового восприятия упаковки.
6.Какими бывают упаковки по назначению?
Рекомендуемая литература.
1. Буймистру Т. А. Колористика. Цвет – ключ к красоте и гармонии. – М. «Неола-Пресс», 2010. – 236с.:ил.
2.Журнал «Упаковка – Тара» Украина. Октябрь 2008г.
3.Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Справочное и практическое руководство. Серия для «дизайнеров». М.: ДМК, 2010
4.Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Пер. с англ. — Астрель, ACT, 2009.