Шрифты и основные элементы его начертания.
Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике. Термин «шрифт» имеет несколько значений.
1. Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера (кегля), служащая техническим средством воспроизведения речи.
2. Комплект знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т.д.
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.
Существует несколько терминов для описания структуры и размеров шрифта (рис. 1).
Рис. 1. Основные элементы начертания шрифта |
Кегль - размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики - небольшой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам «в наследство» от металлических литер).
Пункт - единица измерения высоты шрифта. Один пункт равен 1/72 дюйма.
Цицеро - единица измерения ширины печатных строк. В одном дюйме 6 цицеро, а в одном цицеро 12 пунктов.
Интерлиньяж - расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.
Апрош - межбуквенный пробел. Величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется текст при одном и том же значении апроша.
Гарнитура (семейство) шрифта - все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном. В зависимости от начертания шрифт в гарнитуре может быть светлым, нормальным, жирным, полужирным, прямым, наклонным, узким, широким и т.д. Шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей.
2. Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения. История мировой письменности знает четыре основных вида письма:
• пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде рисунков;
• идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма - идеограммы (иероглифы) - представляют собой отдельные слова или целые понятия;
• слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) - письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
• буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в фонографическом составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 фонографических знака, в латинском - 23, в итальянском - 21 и т.д. Знаки алфавитов графически отличаются друг от друга и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы (графема - неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).
Рис. 2. Примеры эволюции буквенно-звукового письма |
Рис. 3. Греческий алфавит с русской транскрипцией названий букв