История возникновения и развития пропорций
Для удовлетворения бытовых потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерений. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во сколько-то раз больше человеческого роста.
Чувство пропорции у древних воплотилось и Парфеноне на Акрополе. Три части - основание, опора и нагрузка сочетаются друг с другом в совершенной гармонии, и малейшее смещение или перемена в деталях ощутимо нарушило бы их согласие. В Парфеноне нашло выражение античное понимание пропорции, соразмерной человеческому телу.
Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорций человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон Эпохи Пголомеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем канон Поликлета, который долгое время был общепризнанным, знаем исследования Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и ученых средних веков, и среди них прежде всего широко известен труд Дюрера. Исследования прошлого столетия, и в первую очередь А.Цейзннга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлении и применения правил золотою сечения, внесли большую ясность в этот вопрос.
3. Гармоническая форма
Современные знания и наука чрезвычайно расширили наши представления о ценности искусства и утвердили нас в убеждении, что формы предметов, которые создает человек, также подчиняются закономерностям, характерным для пластических искусств и составляют часть человеческой культуры, ее зримый облик.
Творческая деятельность человека развивается в двух различных направлениях, выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке, скульптуре или в цвете некоторые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, предметы, события; с другой — стремление к созданию форм, не существующих в природе, творимых воображением и фантазией людей.
Первобытный охотник, рисуя на кости или стене пещеры мамонтов, лосей или других животных, старался как можно точнее воспроизвести их формы. И тот же первобытный человек, создающий в помощь себе первые предметы домашнего обихода и орудия труда, творил и компоновал новые формы на основании своего опыта, почерпнутого из наблюдений над окружающим миром. На становление этих форм значительное влияние оказывал материал и инструменты, которые человек использовал в процессе работы.
Эти два направления художественного творчества и ремесла человека проявляются на всех ступенях развития человеческой культуры, каждый раз приобретая новые специфические черты.
Археологические раскопки являются доказательством того, что для каждого этапа развития человеческого общества характерны определенные формы орудий производства и предметов быта. В процессе общественного труда, овладения природой и совершенствования производства орудий труда, изменялся и совершенствовался сам человек, развивалась наука и техника, появлялись все новые и новые изделия. И каждое изделие — это не только продукт технической мысли. Оно должно быть выражено в конкретной форме, зримой и осязаемой, реализующей наиболее полно мысль изобретателя. Это распространяется на строительные объекты, машины, средства транспорта, инструменты, домашнюю утварь — на все, рожденное мыслью и рукой человека.
Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов домашнего обихода. Так возникает проблема сочетания простых форм — проблема композиции.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, ее части пропорциональны и ритмичны, вся она соразмерна человеку и предметному окружению, пластична, цвет ее радует глаз.
Гармоничная форма создается по законам красоты. Это общепринятое определение условно: в искусстве не существует законов, подобных законам математики или физики, а речь может идти лишь о некоторых закономерностях.
Процесс создания гармоничного произведения носит название «композиция». Под словом «композиция» в дизайне иногда подразумевается качественная оценка, характеризующая завершенное произведение.
Понятие композиции относится в равной степени и к другим видам творчества — живописи и скульптуре, литературе и музыке. Но каждый жанр имеет свои, присущие ему особенности. Поэтому и композиция в дизайне имеет свою методику и свою терминологию. Она прежде всего опирается на необходимые качества или свойства дизайнерского произведения. Эти качества или свойства основаны на особенностях восприятия и называются категориями композиции. Главные из них: органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, пластичность, цвет и цветосочетание.
Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна.
Золотое сечение.
Самой приятной для глаза во все времена считалась так называемая Божественная пропорция, которую Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».
в и а отрезки, построенные в пропорции золотого сечения.
в так относится к а, как с к в, а также а к в, как в к с.
Суть золотого сечения заключается в двух понятиях: аддитивность – а + в = с;
мультипликативность - а : в = в : с.
Золотое сечение, как и другие средства гармонизации заимствовано художниками из природы. Это кладезь разнообразия, совершенства, порядка и гармонии. Человек — вечный ученик природы. Вольно или невольно он берет за образец окружающий его мир, когда стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его с окружающим миром. Испокон века все здоровое и естественное является для нас красивым, гармоничным, все противоестественное, аномальное, нездоровое воспринимается как нечто уродливое, безобразное, диссонирующее.
Математикам и людям искусства соотношение 21:34, а точнее 0,61803... хорошо известно тоже как золотое сечение. Художники, начиная с эпохи Возрождения, использовали в своих картинах золотое сечение, которое они считали идеальным выражением пропорциональности и которое они могли повсюду наблюдать в природе. Но в изобразительном искусстве и прежде подсознательно руководились этим правилом. При этом нередко брались приближенные значения, например 3:5 (-0,600) или 5:8 (=0,625). В природе в большинстве случаев наблюдается намного более строгие соответствие. Так, в корзинках подсолнечника отклонение от золотого сечения составляет всего лишь четыре тысячных доли процента.
Как проявляется золотое сечение в природе, можно видеть на рис. 21 и 22. На первом из них изображен шаровидный кактус.
На рисунке хорошо различимо спиралевидное расположение скоплении колючек — так называемых ареол. Начало спиралей приходится на верхушечную часть как 1 уса. Новые ареолы зарождаются именно здесь. По мере роста и развития они строго по спирали оттесняются к краям. Если внимательно вглядеться в рисунок, то можно увидеть, что спирали идут в двух направлениях: по часовой стрелке (таких спиралей 34) и против часовой стрелки (их ровно 21). Опить 21:34. Это соотношение сторон того прямоугольника, который участники вышеописанного эксперимента назвали самым эстетичным, самым красивым по форме.
Созданная таким образом сеть линии оказывается в эстетическом отношении столь же оптимальной, как и прямоугольник, построенный по принципу золотого сечения. Комплекс линий, имеющих вполне определенный и в то же время различный наклон, придает полю изображения эмоциональное внутреннее напряжение и одновременно строгую уравновешенность. Эти принципы композиционного построения художественного произведения присущи многим полотнам старых мастеров живописи.
Такие произведения, как "Ливийская сивилла" Микеланджело, "Поклонение пастухов" Тинторетто, "Вакх и Ариадна" Тициана, "Мадонна с длинной шеей" Пармиджашшо, "Азия" Тьеполо (зеркальное отражение!), "Вакханалия" Пуссена, "Драка крестьян при игре в карты" Брауэра или "Праздник любви" Ватто (зеркальное отражение!) — это немногие примеры, которые лишь подтверждают общую закономерность.
Во все времена художники, осознанно или неосознанно, учились постигать законы эстетического восприятия, наблюдая природу. Живописцев всегда пленяла простая и одновременно рациональная геометрия форм биологического роста. Учитывая вышесказанное, возможно использование прозрачного пластика с растровой сеткой и при проектировании интерьера в целом, и при разработке отдельных его элементов. Наилучшим образом отвечают этому требованию диагонали, выполненные по правилу золотого сечения. Они в конечном итоге определяют построение композиции.
Примеры золотого сечения мы видим и в числовой характеристике членения стеблей растений, их расположении на стволе, закручивании спиралей подсолнечника, описании пропорций человеческого тела (например, «Модулер» Ле Корбюзье, 1947),
Ряды чисел Фибоначчи
Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же отношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения.
Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследованное в XII веке известным итальянским математиком Фибоначчи, которое и названо в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13; 13 : 21 и т. д.
В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч. Приведем конкретный пример. Мы находим неудовлетворительными пропорции кухонного шкафчика, продиктованные целым рядом практических соображений. Чтобы зрительно изменить эти пропорции, мы расчленяем плоскость на две неравные части и подчеркиваем это разделение контрастным цветосочетанием. Выдвигающийся ящик в верхней части шкафчика служит основой для расчленения плоскости. В другом случае это может быть горизонтальная ручка для открывания дверцы.
Понятие стайлинга
Стайлинг как утверждают ученые мужи, это — разработка новых и модернизация старых промышленных изделий с целью коммерческой выгоды, основанная на последних достижениях науки и техники, привлекательности товара и соответствии его господствующей моде.
Идея придать изделию внешнюю форму, которая не только бы отвечала назначению вещи, но и ласкала взгляд потребителя, далеко не нова. Уже предметы каменного века не только обладали потребительскими свойствами, но и отвечали эстетическим потребностям людей.
Интересно посмотреть на соотношения, складывающиеся между чисто техническими качествами и внешним видом предметов, которые изготавливались в различные периоды человеческой истории
С развитием техники, обострением международной конкуренции уже в 20-е годы нынешнего столетия к развитию новых изделий стали активно подключаться художники. В последние годы промышленный дизайн превратился в самостоятельную отрасль. Принципы дизайна стали распространяться на все сферы материального производства.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение пропорциям
- Что значит «пропорциональный»?
- Что представляет из себя «золотое сечение»?
- Дайте понятие гармонии
- Какие ученные и художники внесли большой вклад в изучении пропорций и «золотого сечения»?
- В чём заключается особенность ряда чисел Фибоначчи?
- Что такое стайлинг?
Рекомендуемая литература
1. Ахадуллина Н.Э., Ахадуллин В.Ф. Теория композиции: Иллюстрированное учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.
2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гвардия, 2001.
3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: уч. пособие. – 2-е изд., уточн. и доп. /В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009.