МДК.01.01. «Художественное проектирование рекламного продукта»
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК.01.01. «Художественное проектирование рекламного продукта»
для СПО 42.02.01. Реклама
РАЗДЕЛ 1. Художественное проектирование рекламного продукта
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое графический дизайн и его место в современном мире
2. Категории в промышленной графике и рекламе
3. Как развивалась промышленная графика и реклама?
4. В чем основные отличия графического дизайна и рекламы?
5. Что такое семантика?
Рекомендуемая литература.
1. Девид Дебнер. Школа графического дизайна. М.: РИПОЛ классик, 2009.
2. Квентин Ньюарк. Что такое графический дизайн. М.:Астрель,
3. Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Справочное и практическое руководство. Серия для «дизайнеров». М.: ДМК, 2010.
4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы в творчестве: уч. пособие. – 2-е изд., уточн. и доп. /В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
ТЕМА 1.2. Методы и новации в современной рекламе
1. Цели и задачи рекламной деятельности
2. Средства распространения рекламы
3. История рекламы, её связь с графическим дизайном
4. Новации в современной рекламе
Вопросы для самоконтроля
- Каковы цели рекламной деятельности?
- В чём заключаются задачи рекламной деятельности?
- Назовите основные средства рекламной деятельности
- Объясните взаимосвязь графического дизайна и рекламы
- Что такое «Копирайт»?
Рекомендуемая литература
- Васильев Г.А. Основы рекламы : учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков - М. : Вузовский учебник, 2009. – 407 с.
- Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Справочное и практическое руководство. Серия для «дизайнеров». М.: ДМК, 2010
- Шарков Ф. И. Разработка и технологии производства рекламного продукта : учебник для вузов / Гостенина В. И. - М. : Дашков и К, 2009. - 406 с. - Рек. УМО
ТЕМА 1.3. Пропорционирование и стайлинг
1. Понятия пропорции и пропорционирования
2. История возникновения и развития пропорций
3. Гармоническая форма
4. Золотое сечение
5. Ряды чисел Фибоначчи
6. Понятие стайлинга
Понятие пропорции
Любое средство, находящееся в руках творческой личности, имеет свое качество и меру. В архитектуре это плоскости, заключающие пространство, и объем оформленного пространства. Типографика ограничена в пространстве двух измерений. Даже в отдельно взятом элементе заключена проблема пропорции, поскольку есть необходимость определить соотношение длины, ширины и глубины. При умножении числа элементов открывается и собственно проблематика пропорции: установление порядка в ряде вещей на основе определенного отношения размеров.
Одно из значений понятия «пропорция» - соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Пропорция здесь характеризует объект как целое, составляет основу его образа. Так, одно только соотношение параметров формы по трем координатам уже способно создать образ спокойствия и статичности (куб), динамики (вытянутая призма) и др.
Пропорции- это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция — это равенство двух отношений.
Каждое здание жилого или общественного назначения, каждое промышленное изделие имеет свои пропорции. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.
Рис1 1.1 |
Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.
Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.
Особенно велика роль пропорций в архитектуре. Постижением наилучших отношений величин, математическим анализом уже существующих памятников, поисками «ключа» к их совершенству занимались такие исследователи, как римский архитектор Витрувий, художники Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и более поздние — Жолтовский, Химбидж, Корбюзье и многие другие. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников.
На рис.1. показаны элементарные упражнения для выработки чувства пропорции: квадрат, имеющий постоянные размеры, разделяется в длину и ширину в непрестанно меняющихся пропорциях.
Золотое сечение.
Самой приятной для глаза во все времена считалась так называемая Божественная пропорция, которую Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».
в и а отрезки, построенные в пропорции золотого сечения.
в так относится к а, как с к в, а также а к в, как в к с.
Суть золотого сечения заключается в двух понятиях: аддитивность – а + в = с;
мультипликативность - а : в = в : с.
Золотое сечение, как и другие средства гармонизации заимствовано художниками из природы. Это кладезь разнообразия, совершенства, порядка и гармонии. Человек — вечный ученик природы. Вольно или невольно он берет за образец окружающий его мир, когда стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его с окружающим миром. Испокон века все здоровое и естественное является для нас красивым, гармоничным, все противоестественное, аномальное, нездоровое воспринимается как нечто уродливое, безобразное, диссонирующее.
Математикам и людям искусства соотношение 21:34, а точнее 0,61803... хорошо известно тоже как золотое сечение. Художники, начиная с эпохи Возрождения, использовали в своих картинах золотое сечение, которое они считали идеальным выражением пропорциональности и которое они могли повсюду наблюдать в природе. Но в изобразительном искусстве и прежде подсознательно руководились этим правилом. При этом нередко брались приближенные значения, например 3:5 (-0,600) или 5:8 (=0,625). В природе в большинстве случаев наблюдается намного более строгие соответствие. Так, в корзинках подсолнечника отклонение от золотого сечения составляет всего лишь четыре тысячных доли процента.
Как проявляется золотое сечение в природе, можно видеть на рис. 21 и 22. На первом из них изображен шаровидный кактус.
На рисунке хорошо различимо спиралевидное расположение скоплении колючек — так называемых ареол. Начало спиралей приходится на верхушечную часть как 1 уса. Новые ареолы зарождаются именно здесь. По мере роста и развития они строго по спирали оттесняются к краям. Если внимательно вглядеться в рисунок, то можно увидеть, что спирали идут в двух направлениях: по часовой стрелке (таких спиралей 34) и против часовой стрелки (их ровно 21). Опить 21:34. Это соотношение сторон того прямоугольника, который участники вышеописанного эксперимента назвали самым эстетичным, самым красивым по форме.
Созданная таким образом сеть линии оказывается в эстетическом отношении столь же оптимальной, как и прямоугольник, построенный по принципу золотого сечения. Комплекс линий, имеющих вполне определенный и в то же время различный наклон, придает полю изображения эмоциональное внутреннее напряжение и одновременно строгую уравновешенность. Эти принципы композиционного построения художественного произведения присущи многим полотнам старых мастеров живописи.
Такие произведения, как "Ливийская сивилла" Микеланджело, "Поклонение пастухов" Тинторетто, "Вакх и Ариадна" Тициана, "Мадонна с длинной шеей" Пармиджашшо, "Азия" Тьеполо (зеркальное отражение!), "Вакханалия" Пуссена, "Драка крестьян при игре в карты" Брауэра или "Праздник любви" Ватто (зеркальное отражение!) — это немногие примеры, которые лишь подтверждают общую закономерность.
Во все времена художники, осознанно или неосознанно, учились постигать законы эстетического восприятия, наблюдая природу. Живописцев всегда пленяла простая и одновременно рациональная геометрия форм биологического роста. Учитывая вышесказанное, возможно использование прозрачного пластика с растровой сеткой и при проектировании интерьера в целом, и при разработке отдельных его элементов. Наилучшим образом отвечают этому требованию диагонали, выполненные по правилу золотого сечения. Они в конечном итоге определяют построение композиции.
Примеры золотого сечения мы видим и в числовой характеристике членения стеблей растений, их расположении на стволе, закручивании спиралей подсолнечника, описании пропорций человеческого тела (например, «Модулер» Ле Корбюзье, 1947),
Ряды чисел Фибоначчи
Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же отношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения.
Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследованное в XII веке известным итальянским математиком Фибоначчи, которое и названо в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13; 13 : 21 и т. д.
В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч. Приведем конкретный пример. Мы находим неудовлетворительными пропорции кухонного шкафчика, продиктованные целым рядом практических соображений. Чтобы зрительно изменить эти пропорции, мы расчленяем плоскость на две неравные части и подчеркиваем это разделение контрастным цветосочетанием. Выдвигающийся ящик в верхней части шкафчика служит основой для расчленения плоскости. В другом случае это может быть горизонтальная ручка для открывания дверцы.
Понятие стайлинга
Стайлинг как утверждают ученые мужи, это — разработка новых и модернизация старых промышленных изделий с целью коммерческой выгоды, основанная на последних достижениях науки и техники, привлекательности товара и соответствии его господствующей моде.
Идея придать изделию внешнюю форму, которая не только бы отвечала назначению вещи, но и ласкала взгляд потребителя, далеко не нова. Уже предметы каменного века не только обладали потребительскими свойствами, но и отвечали эстетическим потребностям людей.
Интересно посмотреть на соотношения, складывающиеся между чисто техническими качествами и внешним видом предметов, которые изготавливались в различные периоды человеческой истории
С развитием техники, обострением международной конкуренции уже в 20-е годы нынешнего столетия к развитию новых изделий стали активно подключаться художники. В последние годы промышленный дизайн превратился в самостоятельную отрасль. Принципы дизайна стали распространяться на все сферы материального производства.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение пропорциям
- Что значит «пропорциональный»?
- Что представляет из себя «золотое сечение»?
- Дайте понятие гармонии
- Какие ученные и художники внесли большой вклад в изучении пропорций и «золотого сечения»?
- В чём заключается особенность ряда чисел Фибоначчи?
- Что такое стайлинг?
Рекомендуемая литература
1. Ахадуллина Н.Э., Ахадуллин В.Ф. Теория композиции: Иллюстрированное учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.
2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гвардия, 2001.
3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: уч. пособие. – 2-е изд., уточн. и доп. /В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Принципы построения шрифтов
Все латинские и славяно-русские прямые шрифты по принципу построения можно разделить на две типичные группы: антиквенную (от лат. «древний») и медиевальную (от франц. «средневековый»). В первой группе основой построения букв является прямоугольник (рис. 21, а): большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписывается в прямоугольник и имеет одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. В медиевальной группе (рис. 21, б) основой построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину: В уже Н и П, а последние, в свою очередь, уже О.
В пределах одной гарнитуры, а тем более начертания, должен соблюдаться единый принцип построения букв, который и определяет тот или иной стиль шрифта. Так, если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых очертаний (В, Ю и др.) нельзя придавать овальную форму; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат, и т.д.
Рис. 21. Принципы построения шрифтов |
Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом
Выбор шрифта диктуется исключительно мастерством и опытом, поскольку жестких правил, регламентирующих выбор шрифта, не существует. Врекламе, например, допускаются самые невероятные приемы. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш текст не только привлекал внимание, но и осмысленно читался, при оформлении рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.
Читаемость - четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен. Ниже, в табл. 1, приведены усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость (ухудшение направлено сверху вниз).
Следует заметить, что приведенные соотношения весьма приблизительны, так как на четкость и удобочитаемость шрифта влияют также тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная), расстояние и т.д.
Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:
1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (рис. 22, а): в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6-1:4; в шрифтах полужирного начертания - 1:2; в шрифтах жирного начертания - 1:1.
2. Оптимальность межбуквенных пробелов (рис. 22, б): чрезмерное разрежение букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую «острохарактерность»),
3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте (рис. 22, в): читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.
4. Контрастность основных и дополнительных штрихов (рис. 22, г). В первой строке приведен пример шрифта с геометрически равной толщиной горизонтальных и вертикальных штрихов. Так как горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, это придает тексту некоторую тревожность, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта второй строки обеспечивает хорошую удобочитаемость. Сильный контраст штрихов (третья строка) в длинных текстах утомляет глаз, в коротких же, наоборот, зачастую повышает удобочитаемость. В четвертой строке показан шрифт без соединительных штрихов - это вполне допустимо;
5. Размер шрифта, определяемый форматом экспозиции, а также рас
стоянием до зрителя.
|
Рис.22. Влияние элементов букв на удобочитаемость шрифта |
Глаз способен различать предметы только в пределах телесного угла 0’1 (рис. 23).
Если принять высоту буквы Н равной 5d а ширину буквы L равной Зd, то в приведенном примере Н будет равно 10,5 мм, а L - 6,3 мм. Для подписей, как правило, эти величины удваиваются, особенно при недостаточном освещении (табл. 2).
6. Длина строчек, составляющих основной текст. Для рекламных объявлений, например, рекомендуется использовать текстовые колонки шириной менее трех дюймов (7,62 см). Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, набор такого текста называется сплошным. Лучше печатать с интервалом для «свежести».
Рис. 23. Телесный угол, в пределах которого глаз различает предметы |
7. Для текстов, которые будут передаваться по факсу, рекомендуем использовать шрифты без засечек светлого или полужирного начертания, нормальных пропорций с большим интерлиньяжем.
Удобочитаемость особенно важна для серьезных текстовых документов большого объема: газет, книг, отчетов. В последнее время нередко отказываются от классических правил: для создания специальных эффектов намеренно используют и создают трудные для чтения шрифты. Текстовое оформление уже само по себе несет огромную информацию, поэтому требование выразительности шрифта иногда превалирует над требованием читаемости.
Уместность - органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен (рис. 24). При современном разнообразии шрифтов как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать, даже не вдаваясь всмысловую нагрузку текста. «Образ в шрифте - это тоже мысль, только выраженная специфическими художественными средствами» (СБ. Телин-гатер). Политические плакаты, например, выполняются преимущественно различными гарнитурами рубленых шрифтов. Стилизованный «старомодный» шрифт не стоит использовать в рекламе электронной техники. Для молодых бизнесменов подойдут стилизованные шрифты и символы в стиле модерн: свободные, динамичные, угловатые и округлые. Люди с более консервативным вкусом предпочитают шрифты эпохи барокко и классицизма в сочетании с геральдической символикой.
Гармоничность. Наиболее характерной ошибкой начинающих дизайнеров является смешение множества шрифтов в одном документе. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. Шрифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от используемых шрифтов.
Акцент. При выборе печатного исполнения можно привнести акцент за счет контраста. Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого начертания, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент также создается цветом, но при этом следует помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать всё не удастся выделить ничего.
В наши дни использование разнообразных шрифтов весьма распространено; особенно это заметно в рекламах. Шрифты рубленые и с засечками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, расположенные по прямой и кривой, из прописных и из строчных букв с прописными, мелкие и крупные, эфемерные и мощные, спокойные и кричащие, объемные и плоские, цветные и контурные, простые и вычурные - таков далеко не полный перечень их характеристик. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация.
Рис. 24. Декоративный шрифт в стиле модерн
Выбирая и определяя шрифт для оформления издания, дизайнеры обычно работают со шрифтовыми каталогами. С появлением компьютера значительно расширились возможности печатного процесса, улучшилось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняются и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее, - это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает ваш документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы - это творческая работа дизайнера; компьютер только расширяет его возможности. Удачному оформлению текстового документа предшествует огромная организационная работа - необходимо определить его вид (листовка, буклет, отчет и т.д.), изучить аудиторию, на которую он ориентирован, предмет, о котором идет речь, выбрать соответствующие технические и программные средства.
5. Особенности компьютерного оформления текстов
С приходом в полиграфию компьютеров резко возрос спрос на компьютерные шрифты. По стране «гуляет» масса поделок, не соответствующих нормам дизайна шрифтовых разработок и созданных «уникальными специалистами», не имеющими представления о требованиях к шрифтовому оформлению и не владеющими необходимыми профессиональными навыками. Обычным дедом стало «пиратское» использование шрифтов.
А ведь разработка компьютерных шрифтов - это серьезная совместная работа дизайнеров и программистов. Контуры символов создаются на компьютере или сканируются с рисунка на бумаге. С помощью специального программного обеспечения производится разметка символов в соответствии с требованием форматов. К существующему многообразию способов начертания букв постоянно прибавляются все новые и новые. Можно выделить пять основных групп самых распространенных компьютерных шрифтом: антиква, рубленые, брусковые, рукописные, акцидентные (рис. 25).
Подобрав гарнитуры для оформления текстовых документов, нетрудно составить и собственные шрифтовые каталоги. Профессионалы обычно используют набор из трех-четырех гарнитур основных типов шрифтов (антиквы, брусковых, рубленых). Удобно идентифицировать шрифты по начертаниям цифр, формам характерных букв (например, Д, Ц, Л); по вопросительному знаку, округлым частям букв Р и В; по контрасту между основными и соединительными штрихами (рис. 26).
Рис. 25. Основные группы компьютерных шрифтов |
Рис. 26. Идентификация шрифтов по формам характерных букв |
Рис. 27. Варианты начертания шрифтов гарнитуры Pragmatica |
В пределах каждой группы существуют семейства шрифтов (несколько начертаний одной гарнитуры). Шрифты в семействах имеют одну основу начертания и носят общие названия: «Футура», «Гоуди», «Бодони»...
Отметим, что в пределах одной гарнитуры пропорции элементов, насыщенность, наклон, а также варианты начертания - жирный, узкий, широкий и т.д. - могут меняться (рис. 27).
Таким образом, не меняя самого шрифта, можно создать контраст и акцент. Чем больше вариантов начертания, тем большей выразительности добиваются при составлении шрифтового документа без изменения гарнитуры. Кроме того, насыщенность шрифта (светлость) зависит не только от вида шрифта и варианта начертания, но и от равномерности расположения текста. Экспериментируйте с кеглем, интерлиньяжем, шириной колонок для получения нужного вида документа. Компьютерные средства существенно облегчают эксперимент; процесс верстки, как и процесс постижения основ шрифтового дизайна, значительно ускоряются.
Современная технология настольно-издательских систем основана на стандарте PostScript. PostScript - язык, созданный специально для программирования графики фирмой АdоЬе в 1985 году. Основа описания графики - совокупность геометрических примитивов: точек, прямых, кривых Безье, дуг; таким образом, PostScript; - векторно-ориентированный язык. Для вывода изображения на экран или создания твердой копии векторный формат должен быть преобразован в растровый, что осуществляется растровыми процессорами или интерпретаторами PostScript. Кроме PostScript-шрифтов в операционных системах Windows широко распространены контурные шрифты в формате ТrueТуре. Управлением шрифтами этого типа занимается операционная система: она предоставляет прикладным программам список доступных шрифтов, обеспечивает отображение текстовой информации на экране и вывод на печать. Эти шрифты, как и шрифты формата PostScript (Туре1) применяются для полиграфии, с ними работают текстовые процессоры (типа Microsoft World) и сложные программы верстки (например, QuarkXPress).
Для создания новых шрифтов на профессиональном уровне или редактирования имеющихся существуют специальные программы. Наиболее известные редакторы контурных шрифтов: FontLab российской фирмы «СофтЮнион»; Fontographer, разработанный фирмой Altsys, мировым лидером в области производства программ для издательской деятельности; FontMonger фирмы Ares. Преобразовывать профессиональный шрифт с помощью программ редактирования - задача очень серьезная. Грамотно решить ее под силу только специалистам.
Профессиональные наборные шрифты разрабатывают и поставляют такие фирмы, как РаrаТуре, «СофтЮнион», «Иван и товарищество» и др. Как правило, поставщики шрифтов сотрудничают с ведущими шрифтовыми компаниями мира. Пользуйтесь легально приобретенными шрифтами, вы избавите себя от неприятных неожиданностей, таких как сбой интерпретатора PostScript при попытке обработать некорректный шрифт. Шрифты идентичны только при копировании из одного и того же источника, поэтому вместе с текстовым файлом целесообразно передавать и копии шрифтов сверстанного текста.
При создании текстовых документов пользователь выбирает аппаратные средства и программный продукт в зависимости от характера работы, которую предстоит выполнить. Наиболее популярные аппаратные средства-Macintosh и IВМ РС. В последнее время обе фирмы настолько улучшили качество своих компьютеров, что применимость их для верстки вполне соизмерима. Крупные фирмы стараются приобрести обе системы. Из существующих программ для верстки больших объемов текста наиболее широко распространены World, (QuarkXPress, РаgеМаkег. Для создания документов внутреннего пользования, плакатов, буклетов и другой рекламной продукции хорошо подходят FreeHand, Аdobе Illustrator, СогеlDRAW.
Широкие возможности СогеlDRAW позволяют работать с текстом в режиме хорошего текстового редактора: выбрать шрифт, установить его размер, начертание, произвести форматирование. Кроме того, эта программа позволяет создавать акцидентное оформление шрифтов с помощью разнообразных эффектов и преобразований. Текст между тем позволяется редактировать, при условии, что он не был преобразован в кривые. Различные графические эффекты СогеlDRAW, такие как эффект тени, объемные буквы, зеркальное отражение и т.д., позволяют создавать выразительные текстовые строки. Эти приемы широко используются в рекламе, при оформлении поздравительных открыток, плакатов, объявлений и прочей печатной продукции подобного рода.
Большое значение для восприятия имеет цвет шрифта. Например, для слова «ОГОНЬ» лучше использовать заливку с вертикальной растяжкой от красно-коричневого к темно-желтому цвету. Контур букв - ярко-красный.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные элементы начертания шрифта;
2. Назовите основные виды письма, их исторические особенности;
3. Назовите основные вехи написания латинского шрифта, их отличительные особенности;
4. Кто был создателем российской азбуки?
5. Какие основные каллиграфические варианты кириллицы Вы знаете?
6. Какие группы шрифтов существуют в настоящее время?
7. Назовите основные условия, которые рекомендуется соблюдать при оформлении рекламного текста;
8. Какие группы компьютерных шрифтов Вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. С.И.Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва: «Плакат», 1987.
2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М.: Молодая гвардия, 2009.
3. Эмиль Рудер.Типографика. Руководство по оформлению. Москва: «Книга» , 2010.
Упаковка и её функции
Традиционное представление об упаковке связано, прежде всего, с ее изначальной функцией - быть оболочкой, контейнером для какого-либо продукта. Тем не менее, утверждать, что упаковка может быть важнее самого продукта - было бы слишком крамольной мыслью. Но рассмотреть упаковку не просто, как малозначимое приложение к продукту, но прежде всего как мощнейший маркетинговый инструмент представляется весьма интересным.
Материально-конструктивный аспект упаковки, заимствованный ею от тары и расширенный, включает следующие функции:
• Утилитарную
• Экономичность
• Технологическую
• Экологическую
• Художественно-эстетическую
• Рекламную
• Социально-экономическую и коммуникативную
Утилитарное назначение упаковки—это именно то, что являлось изначальной функцией упаковки и сохранилось практически в чистом виде в таре. Это наиболее элементарная и наиважнейшая функция упаковки. Если упаковка не будет выполнять своего первоначального назначения - сохранять продукт, в ней содержащийся, то она потеряет всякий смысл. Утилитарная функция включает в себя требование сохранности продукта, предполагает точную в весовом отношении расфасовку товара, соблюдение условий хранения и обеспечения этих требований, маркировку, связанную с удобством складирования, пересылки и так далее.
Кроме назначения сохранять продукт не менее важным является удобство транспортировки—доставка от изготовителя к потребителю через распространителя.
Экономичность. Если упаковка не экономична для транспортировки, то она сильно удорожает затраты, тем самым значительно повышает конечную цену. Вопросом экономичности пренебрегают в том случае, когда упаковка прежде всего должна выполнять знаковую функцию, то есть продается не столько товар, сколько упаковка. Например, когда в большую коробку конфет, которая могла бы вместить около килограмма этого продукта, укладывают 150 грамм. Наполнение в данном случае не играет большой роли. Нарядная и привлекательная коробка предназначена быть знаком внимания и благодарности.
Технологическая. Технологический аспект, т. е. выбор материалов для изготовления и способ нанесения изображения, зависит прежде всего от свойств продукта. Жидкие вещества требуют своей упаковки. Они могут делиться, например, на агрессивные (чистящие, легко воспламеняющиеся и т. д.); пищевые, парфюмерные и т. п. Сыпучие продукты по своим качествам весьма разнообразны и требуют подбора соответствующего материала при создании упаковки. Технологии сохранения и перевозки различных товаров очень разнообразны и прошли длительную эволюцию от простых (сработанных из одного, встречающегося в природе материала) до сложных (состоящих из многих компонентов и искусственно созданных материалов; многосложность). Выбор технологических средств напрямую связан с социально-экономическим фактором. Исторически сложилось и психологически оправдано, что продукт дорогой и предназначенный для потребления обеспеченными слоями населения и упаковывается в дорогие материалы и, соответственно, оформляется изысканно и дорого.
Упаковка, приобретая знаковый смысл принадлежности, начинает играть роль социального фактора, фактора престижа.
Экологическая функция. С технологической функцией связана и функция экологическая, очень актуальная в современном мире, так как проблема дальнейшей судьбы упаковки—ее вторичное использование, уничтожение, переработка без вредных последствий для окружающей среды—очень важна.
Художественно-эстетическая функция упаковки делает ее предметом декоративно-прикладного искусства; определяет ее роль в формировании визуальной среды; формирует эстетическое чувство; играет большую роль в психологическом воздействии упаковки на подсознание потребителя. Таким образом, художественное решение придает упаковке некое символическое значение и является способом передачи невербальной информации.
Рекламнаяфункция с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, т. е. решаются задачи маркетинга.
Социально-экономическая и коммуникативная функцииподразумевают, прежде всего, создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербально, как-то: ингредиенты, вес, изготовитель, способы применения. Здесь в особенности надо учитывать пристрастия целевой аудитории. В зависимости от адресата, упаковка может быть престижной (пот