Классифицируемых по характеру познавательной деятельности.
Содержание метода | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Объяснительно-иллюстративнный метод. Основное содержание – организация усвоения информации путём сообщения научного материала и обеспечение его успешного восприятия. | Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, наглядных пособий. | Деятельность учащихся заключается в восприятии осмыслении и запоминании сообщаемой информации. |
Репродуктивный метод. Основное содержание – формирование умений и навыков, использования и применения научных знаний. | Разработка и применение различных задач и упражнений, использование программированного обучения. | Деятельность учащихся заключается в овладении приёмами отдельных упражнений при решении различных видов задач. |
Проблемный метод. Основное содержание – раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения. | Выявление и классификация проблем, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в проведении опыта. | Деятельность учащихся заключается в прослеживании за логикой доказательств. |
Частично-поисковый метод или эвристический. Основное содержание – в постепенной подготовке учащихся к самостоятельной постановке и решении проблем. | Показ учащимся как находить доказательства, делать выводы, построить план проверки фактов. Учитель широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. | Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного материала. |
Исследовательский метод. Основное содержание – овладение обучаемыми методами научного познания, развитие черт творческой деятельности. | Предъявление обучаемым новых проблем, разработка и постановка исследовательских заданий. | Деятельность учащихся заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. |
Принципиальной позицией в преподавании искусства на современном этапе является теория о том, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления. К сожалению, здесь часто господствует репродуктивная деятельность по стереотипам. Рутинный труд по шаблонам ориентирует человека и на нетворческий «репродуктивный» образ жизни, что особенно тревожно при формировании личности. Здесь необходимо пройти между двумя опасностями: анархией и рутинной зажатостью стереотипами. Известно, что передача художественной информации невозможна и не происходит без эмоционального уподобления воспринимающего передающему. Без этого возникает лишь знание, а не понимание. Поэтому закон художественного уподобления является основным законом художественного восприятия. Он раскрывается через взаимосвязь методов и принципов обучения.
методы и приемы обучения ИЗО в школе:
Обращение к истории методов обучения рисованию в России | Грамота как система основ реалистического изображения не может быть отвергнута, но выстраивается в современной методике уже на иной основе - образной. Художественный образ, объединяющий в себе познание, отражение, преобразование, переживание и отношение, - ключевая категория при построении современных концепций художественного воспитания. |
Методика преподавания | - специальный раздел педагогики, изучающий систему наиболее эффективных способов обучения и воспитания; - искусство моделирования предстоящего диалога с конкретными детьми, в конкретной обстановке и конкретных условиях на основе знания их психологических особенностей и уровня развития (Рылова). Предмет методики Цель и задачи образования |
Методы обучения | - способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей; - конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования (Краевский) |
Метод обучения изобразительному искусству | система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также на организацию процесса изображения у детей |
Связь методов обучения изобразительному искусству с конкретными разделами содержания художественного образования | Например, опыта познавательной деятельности (знаний о мире, об искусстве, различных видах художественной деятельности); опыта творческой деятельности в обучении изобразительному искусству |
Прием обучения | более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности учителя и учащихся на занятии, имеющее узкое назначение. Приём - отдельная составляющая часть метода |
Подходы к классификации методов обучения: | |
- классификация методов обучения по источнику получения знаний | 1. Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия). 2. Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.). 3. Практические методы (конкретные практические действия). |
- по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала | 1. информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами). 2. репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения 3. проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения), 4. частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения) 5. исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества") |
- на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский) | I группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; II группа - методы стимулирования и мотивации обучения III группа - методы контроля и самоконтроля в обучении |
Факторы выбора метода или системы обучающих методов и приемов | 1. Цель и задачи данного урока. 2. Специфика вида деятельности 3. Возрастные особенности детей 4. Уровень подготовленности конкретного класса или группы детей 5. Понимание учителем цели художественного образования, его содержания и задач 6. Уровень педагогического мастерства и личностные качества учителя |