Художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках изобразительного искусства.

Система эстетического воспитания должна объединять не только предметы художественного цикла, но и изобразительное искусство в многоуровневой системе общеобразовательной школы и внеклассную работу. Фундамент этой системы – необходимый минимум знаний и духовной культуры. Общеобразовательная система призвана дать общее художественное развитие, а начальное профессиональное образование в виде ДХШ, ДШИ, кружков и факультативов – профессиональные знания и навыки.

Система эстетического воспитания называется единой. Поскольку объединяет все сферы деятельности школьника, как в общеобразовательной школе, так и вне ее стен. Обучение пониманию искусства, его эмоциональное освоение являются главными задачами воспитания эстетически развитой личности.

Функции искусства: *повествовательная,познавательно –эвритическая(знание и просвещение);

*общественно- преобразующая(духовно- практическая деятельность);

*эстетическая(развитие способностей художественного восприятия и творчества);

*интеллектуально–нравственная(развитие целостно-смысловых ориентиров личности);

*информационно-коммуникативная(сообщение, обобщение, общение);

*гедоническая(наслаждение);

*прогностическая(предвосхищение) и др.

Следовательно искусство необходимая и незаменимая часть совр. образования.

Одно из важнейших мест в эстетическом воспитании занимает воспитание средствами искусства.

Художественное воспитание-процесс формирования средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также процесс развития творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.

Эстетическое воспитание– более широкое понятие по отношению к худ. воспитанию, которое входит в него составной частью. Ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в конкретном обществе, приобщение к этим ценностям.

Средства эстетического воспитания: бытовая среда(эстетика быта), обстановка трудовой деятельности(производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений,спорта9эстетика спорта) и т. д. искусство- важнейший фактор целенаправленного эстетического воздействия на личность.

Воспитание потребности в искусстве, способности чувствовать и понимать его, способности к собственному худ. творчеству – это худ. воспитание как неотъемлемая часть эстет. воспитания.

Основные задачи э.в.- развить способность воспринимать эстетические явления в искусстве (видеть красоту), умение различать душевные состояния (равновесие и беспокойство, радость и печаль)при восприятии прекрасного и безобразного , сформировать художественный , эстетический вкус, умение проникать в сущность произв.искусства и явлений действительности, стремление к изменению мира , к творчеству по законам красоты.

Критерии измерения эстетической воспитанности: Психологические критерии измеряют способности адекватно оригиналу воссоздавать в воображении худ. образы и воспроизводить их, любоваться ими. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития худ.вкуса . Уровень худ.-образного мышления и творческого воображения, умение создавать свой новый оригинальный образ, навыки творческой деятельности. Социальные критерии худ.воспитанности проявляются в наличии широких интересов к различным видам искусства, в глубокой потребности общения с ними (поступки, взаимодействие с людьми в общ. и личной жизни . одежда и внешний вид.

Подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к любованию, суждению и худ.-эстетическому творчеству.

Катарсис(греч. Очищение)- термин обозначающий одно из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Учение о катарсисе было теоретически осмыслено Аристотелем. И данный термин обозначал очищение души с помощью эффектов сострадания и страха.

Эстетическое восприятие- сложный процесс соучастия и сотворчества зрителя при общении с произведением искусства. Это сокровенный личностный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фокусируемый при наблюдении. При эмоциональной реакции на эстетическое явление нужна эмоциональная культура!

Художественное восприятие зависит от субъектных особенностей человека( фантазия, память, личный опыт, дарование, культурная подготовка) и объективных характеристик самого произведения.

«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека- всё это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными.»В.А.Сухомлинский

ИЗО, как триада художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной по программе Б.Неменского, целью имеет формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Программа Неменского является той основой, опираясь на которую ведется работа по формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, духовное и культурное воспитание.

Темы уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается задача культурно-нравственного и духовного воспитания.

Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.

Наши рекомендации