Немецкое искусствознание первой половины XIX в.
Уже И. Кант (1724-1804) необычайно высоко ценил эстетическую способность суждения. Ближе всех к кантианской эстетике примыкал Ф. Шиллер (1759-1805), автор статьи «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796). Он поставил проблему о специфике искусств различных исторических эпох. В античности он ценит единство человека с природой, а в современности – обращение к нашему воображению. Необычайно много для популяризации искусства сделал такой мыслитель, как И.В. Гете (1749-1832). Он высоко ставил и античную скульптуру (например, Лаокоона), и средневековую готическую архитектуру. Противоречия в интересе к разным эпохам снимаются приоритетным выделением разных жанров. Пишет И.В. Гете и о ряде мастеров XVII столетия: о Рубенсе, Рейсдале (хотя пока это не обобщающий труд о XVII веке, а разрозненные заметки). Он стал и родоначальником проблемного подхода к истории искусства, задумав написать (но, к сожалению, не доведя дело до конца) историю европейского пейзажа. Современное ему искусство назарейцев Гете не любил и подвергал его едкой критике. Ему он противопоставлял картины и рисунки Фридриха.
Как высший тип познания рассматривал искусство Ф.В.И. Шеллинг (1775-1854). В своей речи «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807), используя критерии «глубокой природной силы», «грации», «изящества», «кроткой человечности», близкие примененным некогда И.И. Винкельманом для периодизации греческого искусства, он дает периодизацию итальянского Возрождения: «сила изображения» (винкельмановский «великий стиль») присутствует, по Ф.В.И. Шеллингу, у Микеланджело, «грация» - у Корреджо («ср. с «прекрасным» стилем), «кроткая человечность» - у Рафаэля, «душевность» - у Гвидо Рени.
Повышенный интерес к вопросам эстетики, отличающий всю немецкую идеалистическую философию, достигает своей кульминации у романтиков. Они (Вильгельм Генрих Вакенродер (1773-1798), Август Вильгельм (1767-1845) и Фридрих Шлегели (1772-1828)) расширяют тематику своих искусствоведческих опусов. Пишут как об итальянском, так и о северном Возрождении (в том числе много о раннем Ренессансе), о художниках XVII в. В оценке качества произведения главным критерием для них является не красота, а выразительность. Они не столько анализируют, сколько описывают произведения. И описывают не только и не столько сами художественные творения, сколько те чувства, которые они в них вызвали. Излюбленный жанр романтиков – этюды об искусстве и художественные описания картинных галерей. Но подлинной истории искусства романтики не создали. Здесь сказалось их презрение ко всякой систематичности. Ф. Шлегель в своих «Описаниях картин из Парижа и Нидерландов» пишет о живописи. И это не случайно. Именно живопись, а не скульптуру романтики ставили на первое место. Его больше интересует не популярный у классицистов исторический жанр, а портрет. Его кумирами являются Корреджо и Мурильо. Художественная ценность испанской живописи была открыта именно в это время, когда в результате политических, исторических и экономических бедствий, пережитых Испанией на рубеже XVIII-XIX веков, на европейском художественном рынке и в европейских коллекциях впервые оказалось большое количество испанских полотен. Романтики оценили их красоту одними из первых. Ф. Шлегеля интересует не только выразительность образов, но и идейное содержание произведений.
Высшим достижением немецкой эстетической мысли первой половины XIX века явилась философия искусства Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Ее положения сформулированы в его «Лекциях по эстетике», читанных им в Гейдельбергском и Берлинском университетах (1817-1829). По Гегелю назначение искусства в том, чтобы выражать идею. Ведущую роль в развитии искусства Гегель оставляет за содержанием. По его мнению, первая форма искусства – символическая. На этой стадии своего развития идея еще слишком абстрактна и неопределенна, чтобы найти себе адекватное внешнее оформление. Ведущий вид искусства – архитектура. В качестве примера Гегель приводит архитектуру Древнего Египта.
Вторая ступень – классическая форма искусства. Идея находит себе окончательное и полное выражение во внешней форме. Ведущий вид искусства – скульптура. Пример – скульптура Древней Греции.
Третья форма – романтическая. Идея перерастает чувственные формы воплощения. К этой стадии Гегель относит все искусство от средневековья до современности. Ведущими видами становятся живопись, музыка и поэзия.
Гегелевская философия искусства с ее диалектическим подходом явилась фундаментом для построения науки об искусстве.
В это время появляются и первые историки искусства в полном смысле этого слова. Это братья - Сульпиций (1789-1854) и Мельхиор (1783-1854) Буассере. Они были одновременно и коллекционерами, и исследователями. Сульпиций выдвинул свою теорию развития средневекового искусства, первым начав рассматривать его в движении. Он же прославился и изысканиями в сфере старой германской архитектуры.
Карл Фридрих фон Румор (1785-1843) критически пересматривает источники, проводит точный стилистический анализ самих произведений. На его «Итальянские исследования» (1827-1831) при изложении конкретного материала по искусству во многом опирался Гегель.
Таким образом, Германия выработала философскую базу истории искусства, разрабатывала проблемы искусства античного и средневекового, а также искусства Возрождения и творчества ряда мастеров XVII столетия. В оценке произведения основное внимание немцы уделяли его содержанию, идее.