Правописание безударных гласных корня

Занятие 1.

Правописание безударных гласных корня

Гласные корня

           
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 

Проверяемые Чередующиеся Непроверяемые

Гласные гласные гласные

Проверяемые безударные гласные

Чтобы правильно написать безударную гласную корня, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот гласный находился под ударением.

Например, висел (виснет).

2. Правописание чередующиеся гласные корня зависит:

I. От ударения:

В безударных корнях гор, клон, твор пишется О: гореть, наклонить, творить

2. В безударных корнях зар, плав пишется А: заря, плавунец.

Исключения - выгарки, пригарь, утварь, зоревать, пловец, пловчиха,

II. От согласных корня

1) В корнях раст – рос – ращ перед СТ и Щпишется А, перед С – О: расти-вырос -выращенный

Исключения - росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов

2) В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж – О: предлагать - предложить

в) В корнях скак – скоч перед К пишется А, перед Ч – Оскакать - выскочить

Исключение -скачок

III. От наличия суффикса А

1) В корнях кас – кос,если после корня есть суффикс А , пишется А, нет – Окасаться - коснуться

2) В корнях бер – бир, жег –жиг, дер – дир, стел – стил, мер – мир, блест – блист,

пер – пир, чет – чит, тер – тир, если после корня есть суффикс А,пишется И, нет – Е:

собирать – соберу,выжигать – выжег,сдирать – выдеру,расстилать – расстелить,замирать – замереть, блистать – блестеть, запирать – запереть, вытирать – вытереть.

IV. От значения

­1. Корни равн и ровн.

Корень равн имеет значения:

а) равный, одинаковый, совершенно сходный, такой же (по величине, качеству, достоинству и т.п.) равные величины;

б) занимающий такое же положение, как какой-либо другой беседовать как с равным;

Корень ровнимеет значения:

а) ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышений - ровное место;

б) плавный, не имеющий ускорений и замедлений - ровный ветер;

в) прямой, не имеющий утолщений, изгибов - ровная пряжа.

Мак – мок (моч)

Макимеет значение: опускать, погружать что-либо в жидкость - обмакнуть перо в чернила.

Кореньмокимеет значения:

а) пропускать жидкость, становится мокрым, влажным - вымокнуть под дождем

б) терять соленость, кислоту, остроту и т.п. - селедка вымокла

Непроверяемые гласные корня

Написание таких слов необходимо запомнить, например: аллея, велосипед.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Пользуясь правилами, приведенными выше, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы по образцу.

ОБРАЗЕЦ: наливать (лить)

Над...вать пальто, зап...сать текст, зап...вать песню, зап...сать овощи на зиму, зап...вать лекарство в...дой, изд...вать книгу, погл...щать влагу, препод...вать русский язык, флаг разв...вается, организм разв...вается, выбр...сить, н...сить, скр...петь, разл...мать, нар...дить куклу, нак...чать, об...жать вокруг сада, незаслуженно об...жать товарища.

2. Пользуясь правилами, приведенными выше, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы по образцу.

ОБРАЗЕЦ: горение (зависит от ударения), растение (зависит от согласных корня).

Предл...гать, разл...жить, прик...снуться, попл...вок, пл...вучесть, обувь пром...кает, вым...кнуть под дождем, накл...нить голову, откл...нение в сторону, чудесное тв...рение, сг...реть дотла, оз...рять пламенем, ск...кать по дороге, заносчивый выск...чка, ск...чите наперерез, остановить на ск...ку, неср...внимые величины, подр...внять грядки, великолепная р...внина, зар...стать травой, нар...стить силы, отп...реть дверь, заж...гать огонь, уд...рает без оглядки, пож...мать руки, соч...тание слов, заст...лить постель.

3. Составьте слова с чередующимися корнями бер – бир, жег –жиг, дер – дир, стел – стил, мер – мир, блест – блист, пер – пир, чет – чит, тер – тир.

4. Составьте слова по схемам

Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru

Правописание безударных гласных корня - student2.ru бер

                   
    Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
    Правописание безударных гласных корня - student2.ru
          Правописание безударных гласных корня - student2.ru
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 
 
 

Стил

5. Вставьте пропущенные буквы. При затруднении загляните в орфографический словарь.

Б...тальон, б...нзин, велос...пед, в...трина, в...стибюль, в...н...грет, гард...роб, д...легат, заб...стовка, интелл...генция, л...леять, мач...ха, ман...фест, нав...ждение, ижд...вение, об...яние, об...няние, од...леть, п...л...садник, песс...мизм, предв...рительный, проп...ганда, ст...пендия, ур...ган, экзам...натор, ярм...рка.

6. Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по ключу. Выделите орфограмму в словах, в которых допустили ошибки.

Одиннадцать часов вечера. Майя рассчитывала немного поч...тать, но мама сказала, что пора спать. Девочка подошла к окну и засм...трелась, прил..жив носик к х..лодной ст..клянной поверхности.

Вот бл..снул один фонарь, за ним – другой. Улица осв..тилась. Снегу выпало много, и он ср..внял все. Майя поб..жала в ванную. Прик..сновение х..лодной воды сначала было неприятно, но потом тело разогрелось. Почистив зубы, девочка л..гла в постель. Но спать не х..телось, и, чтобы заснуть, Майя закрыла глаза.

Неожиданно по..вились какие-то бл..стящие точки, потом все превратилось в ровное сияние, как сияние зари.

Заря см..нилась линиями, которые р..сли, суживались, расширялись, сл..вались. Бл..снут – и нет. Но что это? Р...внина, покрытая водой, и много пл..вцов в ней в каких-то уд...вительных костюмах. Майя огл...нулась назад и ахнула: вся д...лина, бл...стающая ярким светом, покрыта цв..тами, никогда и нигде невиданными. Она накл...нилась и прик...снулась к цветку, но почувствовала жжение. Неужели цветы так г...рячи? Но кто ее з...вет? Это мама подошла к кровати и, пол..гая, что дочка спит, прил...жила ей руку ко лбу и разбудила девочку.

Не выделяются запятыми

1) Если являются именной частью сказуемого. Жизнь как легенда.

2) Если тесно связаны со сказуемым, являясь обстоятельством образа действия ( такой оборот можно заменить формой творительного падежа).

Самолет промчался над головой как стрела (стрелой).

3) Если оборот является устойчивым сочетанием

белый как лунь, чувствовать себя как дома, гол как сокол, вертится как белка в колесе.

4) если союз как имеет значение в качестве

Полученный ответ рассматривался как согласие.

5) Если сравнительному обороту предшествует частица не или слова совсем, вроде, именно, точь-в-точь, почти, совершенно и др.

КЛЮЧ

1. Надевать пальто, записать текст, запевать песню, запасать овощи на зиму, запивать лекарство водой, издавать книгу, поглощать влагу, преподавать русский язык, флаг развевается, организм развивается, выбросить, носить, скрипеть, разломать, нарядить куклу, накачать, обежать вокруг сада, незаслуженно обижать товарища.

2. Предлагать, разложить, прикоснуться, поплавок, плавучесть, обувь промокает, вымокнуть под дождем, наклонить голову, отклонение в сторону, чудесное творение, сгореть дотла, озарять пламенем, скакать по дороге, заносчивый выскочка, скачите наперерез, остановить на скаку, несравнимые величины, подровнять грядки, великолепная равнина, зарастать травой, нарастить силы, отпереть дверь, зажигать огонь, удирает без оглядки, пожимать руки, сочетание слов, застелить постель.

5. Батальон, бензин, велосипед, витрина, вестибюль, винегрет, гардероб, делегат, забастовка, интеллигенция, лелеять, мачеха, манифест, наваждение, иждивение, обаяние, обоняние, одолеть, палисадник, пессимизм, предварительный, пропаганда, стипендия, ураган, экзаменатор, ярмарка.

6. Одиннадцать часов вечера. Майя рассчитывала немного почитать, но мама сказала, что пора спать. Девочка подошла к окну и засмотрелась, приложив носик к холодной стеклянной поверхности.

Вот блеснул один фонарь, за ним – другой. Улица осветилась. Снегу выпало много, и он сравнял все. Майя побежала в ванную. Прикосновение холодной воды сначала было неприятно, но потом тело разогрелось. Почистив зубы, девочка легла в постель. Но спать не хотелось, и, чтобы заснуть, Майя закрыла глаза.

Неожиданно появились какие-то блестящие точки, потом все превратилось в ровное сияние, как сияние зари.

Заря сменилась линиями, которые росли, суживались, расширялись, сливались. Блеснут - и нет. Но что это? Равнина, покрытая водой, и много пловцов в ней в каких-то удивительных костюмах. Майя оглянулась назад и ахнула: вся долина, блистающая ярким светом, покрыта цветами, никогда и нигде невиданными. Она наклонилась и прикоснулась к цветку, но почувствовала жжение. Неужели цветы так горячи? Но кто ее зовет? Это мама подошла к кровати и, полагая, что дочка спит, приложила ей руку ко лбу и разбудила девочку.

Занятие 2.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Спишите, вставьте пропущенные О или Ё. В скобках обозначьте часть речи – «с» – существительное и «г» – глагол.

1)Пострадавшие получили сильные ож…ги. 2)Возница ож…г кнутом бросившегося к саням пса. 3)Дежурный быстро разж…г печь. 4)Разж…г газовых горелок требует предварительной проверки исправности оборудования. 5)Пленник переж…г веревку, которой были связаны его руки и бежал. 6)Старик ж…г уголь и сбывал его окрестным кузнецам. 7)Злоумышленник подж…г дом. 8)Подж…г дома застиг его жителей врасплох.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1)Сижу за реш…ткой в темнице сырой. 2)Свинья ж…луди есть, а дуба не примечает. 3)Добрый ж…рнов все смелет. 4)Ш…пот переш…л в связную речь. 5)Ландо везли две рыжие лошади в ш…рах. 6)В сенях был слышен осторожный ш…рох. 7)Бирюк молча взял лошадь за ч…лку правой рукой. 8)После полуночи группы вышли из лесной чащ…бы. 9)Мне жаль его холодного ч…рствого сердца. 10)Щ…чки рдеют алым жаром. 11)Красивая гусеница этой бабочки живет преимущественно в крыж…внике. 12)Плешивый щ…голь, враг труда, над нами царствовал тогда.

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поясните какой частью речи является слово с пропущенной буквой и в какой морфеме пропущена буква.

Круч…ная нить, тонкая беч…вка, деш…вая распродажа, ш..лковый платок, жж…ный сахар, отчаянная девч…нка, искусный ж…нглер, асфальтированное ш…ссе, мощ…ная улица, клоун смеш…н, холщ…вая рубашка, свиная туш…нка, копч…ная колбаса, опытный ш…фер, хлестнуть бич…м, ж…ваная бумага, писать карандаш…м, плетеная кош…лка, залить сургуч…м, корч..вка леса, ненужная бумаж…нка, чугунная реш..тка, наслаждаться пейзаж..м, саранч…вая стая, сургуч..вая печать, легкая дж…нка.

4. Составьте предложения со словами: ожег – ожог, поджог – поджог.

Знаки препинания при однородных членах

Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru Рассмотрите схемы и сформулируйте правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Условные обозначения - однородные члены, -обобщающее слово.

                       
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

и . , а как , так .

                       
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

или . , но . то , то .

                       
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

да(=и) . . . , ,да(=но) . не то , не то .

                       
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

, и , и . и , и , и .

                                   
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
            Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 

Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru : , . Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru : , ▬ … . , ▬ .

               
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

Правописание безударных гласных корня - student2.ru Правописание безударных гласных корня - student2.ru : , ▬ .

Однородные и неоднородные определения

Определения, относящиеся к одному и тому же слову, могут быть и неоднородными, а значит не разделяться запятыми.

Определения являются однородными, если:

1. Обозначают признаки разных предметов: Мы увидели в вазе красные, белые, розовые астры.

2. Характеризуют предмет с одной стороны. Это был скучный, утомительный день.

3. Однородные определения могут характеризовать предмет с разных сторон, будучи в условиях контекста объединены каким-нибудь общим признаком (сходством производимого впечатления, внешним видом и т.д.

Крупные, дутые бусы в три ряда обвивались вокруг смуглой, худой шеи.

4. Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты). Утомителен этот непрестанный, кислый, сухой звук.

5.В ряду однородных определений каждое последующее усиливает выражаемый ими признак (градация). Он имел особый, самобытный, ни на кого не похожий характер.

6. Обычно выступают в роли прилагательных прилагательное и стоящий за ним причастный оборот. Сравните: Высокая, покрытая снегом избушка привлекла наше внимание своим странным видом. - Покрытая снегом высокая избушка привлекла наше внимание своим странным видом.

7. Однородными являются определения, противопоставленные другому ряду определений, стоящих при этом же определяемом слове.

Раньше в этом квартале были низкие, грязные домишки, а теперь – высокие, чистые.

8. Как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова. Дома высокие, каменные построены здесь недавно.

Исключения составляют термины: груша зимняя позднеспелая

9. Несогласованные определения, как правило, однородны.

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, в густо начищенных сапогах, с какой-то странной папкой в руках.

Определения не являются однородными, если:

1. Характеризуют предмет с разных сторон. Я увидел маленький деревянный флигель. (Размер и материал)

Такие определения становятся однородными, если их объединяет общий признак. Для туристической базы был отведен большой, каменный дом (объединяет признак – благоустроенный)

2. Предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с существительным. Шел длинный товарный поезд.

УПРАЖНЕНИЯ

5. Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при однородных членах. Подберите или придумайте по одному примеру к каждой схеме.

6. Найдите однородные и неоднородные определения. Расставьте знаки препинания.

1)Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. 2)Лунный ясный свет был прекрасен. 3) И все лицо у него было освещено хорошей доброй улыбкой. 4) На девочке было новенькое полосатое платье. 5)Мы живем в большом каменном доме. 6)Яркое зимнее солнце заглядывало в наши окна. 7)У молодого человека был гордый независимый вид. 8)По небу проносились белые круглые облака. 9)У старика был суровый упрямый характер. 10)Дети уехали в летний пионерский лагерь. 11)Сергей увидел белые плавающие в воздухе листки. 12) Сергей увидел плавающие в воздухи белые листки тетради. 13) Слово высокопарное фальшивое книжное действовало на него резко.

КЛЮЧ

1.

1) Пострадавшие получили сильные ожоги. 2) Возница ожёг кнутом бросившегося к саням пса. 3) Дежурный быстро разжёг печь. 4) Разжог газовых горелок требует предварительной проверки исправности оборудования. 5) Пленник пережёг веревку, которой были связаны его руки и бежал. 6) Старик жёг уголь и сбывал его окрестным кузнецам. 7) Злоумышленник поджёг дом. 8) Поджог дома застиг его жителей врасплох.

2.

1)Сижу за решёткой в темнице сырой. 2)Свинья жёлуди есть, а дуба не примечает. 3)Добрый жёрнов все смелет. 4)Шёпот перешёл в связную речь. 5)Ландо везли две рыжие лошади в шорах. 6)В сенях был слышен осторожный шорох. 7)Бирюк молча взял лошадь за чёлку правой рукой. 8)После полуночи группы вышли из лесной чащобы. 9)Мне жаль его холодного чёрствого сердца. 10)Щёчки рдеют алым жаром. 11)Красивая гусеница этой бабочки живет преимущественно в крыжовнике. 12)Плешивый щёголь, враг труда, над нами царствовал тогда.

3.

Кручёная нить, тонкая бечёвка, дешёвая распродажа, шёлковый платок, жжёный сахар, отчаянная девчонка, искусный жонглер, асфальтированное шоссе, мощёная улица, клоун смешон, холщовая рубашка, свиная тушёнка, копчёная колбаса, опытный шофер, хлестнуть бичом, жёваная бумага, писать карандашом, плетеная кошёлка, залить сургучом, корчёвка леса, ненужная бумажонка, чугунная решётка, наслаждаться пейзажем, саранчовая стая, сургучовая печать, легкая джонка.

6. 1)Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. 2)Лунный ясный свет был прекрасен. 3) И все лицо у него было освещено хорошей, доброй улыбкой. 4) На девочке было новенькое полосатое платье. 5)Мы живем в большом каменном доме. 6)Яркое зимнее солнце заглядывало в наши окна. 7)У молодого человека был гордый, независимый вид. 8)По небу проносились белые круглые облака. 9)У старика был суровый, упрямый характер. 10)Дети уехали в летний пионерский лагерь. 11)Сергей увидел белые, плавающие в воздухе листки. 12) Сергей увидел плавающие в воздухи белые листки тетради. 13) Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко.

7.

Наши края когда-то славились прекрасными фруктовыми садами. Но в последние годы с урожаями груш, вишен стало не так хорошо. Сад хорошего урожая уже не дает. И вот теперь решили вырастить молодые фруктовые деревья, заложить новый сад.

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с вредителями на грушевых и алычовых деревьях. Теперь ребята спешат к шалашу, чтобы повидаться со сторожем Кузьмичом. По тенистой аллее они бегут, не обращая внимание на шорох ветра и шепот листьев в вершинах деревьев.

Навстречу молодежи выходит старик. Наружность деда необычна: голову покрывает шапчонка, из-под плаща выглядывает ворот холщовой рубахи, горло завязано кумачовым платком. Но держится дедушка молодцевато.

В камышовом шалаше всем не разместиться, а Кузьмич хочет показать ребятам щетки, которые он сам делает и сбывает по дешевке. Затем дедушка рассказывает, как в лесной чащобе он поймал медвежонка и научил его танцевать. Рассказ старика смешон: подражая медвежонку, он выступает то в роли дирижера-музыканта, то в роли танцора.

Веселое настроение прерывает Кирилл, который поручает первой бригаде размежевку участка под крыжовник, а второй – дает задание помочь облицевать кирпичом теплицу. К обеду все заканчивают работу.

Старожилы угощают своих помощников тушенкой, копченостями. Прощаясь с ребятами, дедушка Кузьмич пригашает их приходить почаще.

Занятие 3.

1. Правописание Ь после шипящих.

2. Разделительные Ъ и Ь.

3. Тире в простом предложении.

Правописание Ь после шипящих.

Часть речи Пишется Ь Не пишется Ь
Существительное ж.р. ед. число мышь, тишь ж.р. мн.ч. дач, туч
м.р. ключ, плащ
Прилагательное - в краткой форме могуч
Глагол режь, режьте, поешь -
Наречие настежь, сплошь в исключениях: уж, замуж, невтерпеж
Частица ишь, лишь, бишь, вишь  

Разделительные Ъ и Ь.

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях:

1. после приставки, оканчивающейся на согласную,

например: въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный;

2. в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, биз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), или составная частица пан, например: адъютант, инъекция, конъюнктивный, контръякобинский, объект, субъект, трансъяпонский, панъевропейский;

3. в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный, четырехъязычный.

Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

1. после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставки): карьера, вьюга, воробьиный, обезьяна.

2. В некоторых иноязычных словах, заканчивающихся на ЬОН: бульон, шампиньон

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составьте слова с иноязычными приставками аб-, ад-, биз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-так, чтобы в них писался разделительный Ъ.

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

С...ежившаяся ткань, б...ющаяся бабочка, в...ехать в ущелье, п...янящий аромат, полная об... ективность, дружеские об...ятия, ненужная в... едливость, ар... ергардные бои, в...южная ночь, куриный бул...он, двух...ярусный подлесок, интер...ер вестибюля, транс...европейский маршрут, четырех...этажный дом.

3. Спишите, вставьте, где это необходимо, Ь, в скобках укажите часть речи.

Ведеш ..., виш..., гореч..., береч..., блиндаж..., около дач..., съеш ... те, невмоч..., кулич..., наотмаш..., жгуч..., кумач..., тиш..., пряч ... те, луч…ше.

Тире в простом предложении

III. Интонационное тире

1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения.

Сравните:Сестра – моя учительница. Сестра моя – учительница.

2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности.

И щуку бросили – в реку.

IV. Соединительное тире.

1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:

а) пространственных

поезд Череповец - Москва

б) временных

отпуск в июле - августе

в) количественных

рукопись объемом два - три печатных листа

В этих случаях тире заменяет слова «от…до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно вставить слово или, то они соединяются дефисом.

Уехал на два-три дня

2. Тире ставится между двумя или несколькими собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение.

Матч Карпов - Каспаров

УПРАЖНЕНИЯ

4. Составьте предложения по схемам

сущ. и.п. ─ сущ. и.п. инф. ─ инф. числ. ─ числ.

                       
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 
    Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

сущ. и.п. ─ инф. инф. ─ сущ. и.п.

               
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 
    Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru

5. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

1) Толстой хранитель русского классического языка. 2) Литературный труд нелегкий труд 3) Венера самое яркое небесное тело после Солнца и Луны. 4) Железо удивительный живописец. 5) Свой глаз алмаз. 6) О решенном говорить только путать 7) Разжечь костер для меня всегда наслаждение. 8) Заночевать в лесу перспектива непривлекательная. 9) Художественная литература это искусство слова. 10) Безумство храбрых вот мудрость жизни. 11) В художественной речи главное это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь это движение... Найти верный глагол для фразы это значит дать движение жизни. 12) Степь словно сплошной солнечный диск. 13) В верхней половине река заросла хвойным лесом, а в нижней исключительно хвойными породами. 14) В простоте слова самая великая мудрость. 15) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито. 16) Вот идет посадка на теплоход Горький Астрахань. 17) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне. 18) Небо словно раскинутый шатер. 19) Люды как льды, пустыня как пустыня. 20) До этого пруда два три метра. 21) А твоя комната такая хорошая для ребенка.

6. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

В...спитание детей самая важная область нашей жизни. Береч... детей дело каждого. Наши дети это буд...щие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут тв...рить историю. Наши дети это буд...щие отцы и матери, они также будут восп...тателями своих детей. Наши дети должны выр...сти прекрасными гражданами хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети это наша старость. Правильное восп...тание это наша счастливая старость, плохое восп...тание это наше буд...щее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми перед всей страной.

КЛЮЧ

1.

Съежившаяся ткань, бьющаяся бабочка, въехать в ущелье, пьянящий аромат, полная объективность, дружеские объятия, ненужная въедливость, аръергардные бои, вьюжная ночь, куриный бульон, двухъярусный подлесок, интерьер вестибюля, трансъевропейский маршрут, четырехэтажный дом.

2.

Ведешь, вишь, горечь, беречь, блиндаж, около дач, съешьте, невмочь, кулич, наотмашь, жгуч, кумач, тишь, прячьте, лучше.

5. 1) Толстой – хранитель русского классического языка.

2) Литературный труд – нелегкий труд.

3) Венера – самое яркое небесное тело после Солнца и Луны.

4) Железо – удивительный живописец.

5) Свой глаз – алмаз.

6) О решенном говорить – только путать.

7) Разжечь костер – для меня всегда наслаждение.

8) Заночевать в лесу – перспектива непривлекательная.

9) Художественная литература – это искусство слова.

10) Безумство храбрых – вот мудрость жизни.

11) В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это движение... Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение жизни.

12) Степь словно сплошной солнечный диск.

13) В верхней половине река заросла хвойным лесом, а в нижней – исключительно хвойными породами.

14) В простоте слова – самая великая мудрость.

15) Они говорили долго: бабушка – тихо и жалобно, дед – крикливо и сердито.

16) Вот идет посадка на теплоход Горький – Астрахань.

17) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне.

18) Небо словно раскинутый шатер.

19) Люды как льды, пустыня как пустыня.

20) До этого пруда два – три метра.

21) А твоя комната такая хорошая для ребенка.

6. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Беречь детей – дело каждого. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они также будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Занятие 4

1. Правописание приставок

2. Обособленные приложения

Правописание приставок

 
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru

Гласные Согласные

                   
  Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru   Правописание безударных гласных корня - student2.ru
 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подберите примеры и сформулируйте правила правописания приставок.

2. Составьте предложения со словами

Прибывать – пребывать

Презирать – призирать

Приступить – преступить

Превратность – привратник

Предать – придать

Преклоняться – приклоняться

Претворить – притворить

Претерпеть - притерпеться

3. Спишите, вставив пропущенные буквы

И...править написанное, и...пользовать для дела, и...ябнуть на ветру, и...якнуть совсем, и...жариться на солнце, и...чертить листок, ни...вергнуть на землю, ни...послать соизволение, во...креснуть из мертвых, ра...пиленное дерево, ра...корчеванная площадка, ра...реженный голос, ра...ледованное преступление, и...кусный мастер, и...кусственный мех, и...балованный ребенок, во...дать память.

4. Распределите слова на 3 группы:

1. приставка при-

2. приставка пре-

3. нет приставки

Пр...умножить богатства страны, пр...успевать в занятиях, пр...бить гвозди, пр...школьный участок, беспр...дельная вышина, сохранить пр...стиж, пр...уменьшить трудности, пр...мьера фильма, пр...творить форточку, пр...митивный вид, пр...ходящая слава, пр...прятать от детей, высказать пр...тензии, поезд пр...бывает, пр...следовать зверя, пр...смешной клоун, пр...нарядиться к празднику, пр...влечь внимание.

5. Составьте по 3 слова с приставками об, от, над, под, с, пред, за, до, пере, о, на, в.

Обособленные приложения

ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

1. распространенное приложение, выраженное нарицательным именем существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному.

Крапива, верная подруга запустения, разрослась огромными плантациями.

2. одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

На улице им встретился повар графа Орлова, старичок.

Примечание:односложные приложения обычно присоединяются дефисом.

Нас встречали несколько соседей-дачников.

4. любые, при личных местоимениях.

Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

5. приложения, относящиеся к имени собственному, если стоят после определяемого слова.

Вчера

Наши рекомендации