Сформировавшееся в Италии Квадроченто, представление о линии эволюции и факторах развития изобразительного иск-ва (Альберти, леонардо,рафаэль)
В основе оценок у писателей кватроченто лезжит общая схема развития искусства – трехчастная схема: расцвет античности сменился упадком в средние века и новым расцветом в италии, в пр-ях джотто и прочих мастеров 13-14 веков. Теперь новые оттенки этой теории: средневековье – варварское, но в нем усматривают просветы – каролингское возрождение, проторенессанс, который тоже сменяется упадком, пока его не сменяет возвращение к античным традициям и новый стиль от брунеллески и сподвижников. Плюс теория совпадения политического и художественного рассвета. Главный интерес обращен на проблему теоретического обоснования перелома в 15 веке, его задач и законов.
Трактат Альберти «О живописи» Иск-во – это наука, которая стоит на своих законах (перспективы, пропорции и пр) + живопись изображает лишь то, что видимо.(ж-ть как пересечение зрительной пирамиды) + закон красота (сочетание частей, соразмерность, композиция)
Леонардо да Винчи
Тема paragone - спор о первенстве между искусствами. Живопись – наука, основаная на изучении натуры. Даже более, чем антропометризм Альберти (говорит об изучении пейзажа – светотени и воздушн перспектива)
Пытался систематизировать свои реакции, рельеф, еперспектива, анатомия, пропорции. Критикует трехчастную систему: художники учились друг у друга. После джотто иск-во вновь приходит в упадок, тк его ученики учились не у природы. О цветовой перспективе, отдаленные предметы темнее. Осонова на собственном опыте. Не одобряет излишнюю эмоциональность.
Дошли его экфрасисы: Буря. Сухо, холодно описывает подробности. Битва при Ангиари
В письмах больше пишет об арх-ре. Один из первых говорит об иск-ве готов.
Наиглавнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи работают его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам знаток не оставил регулярного изложения собственных дум. "Трактат о живописи", подготовленный в последствии смерти Леонардо его учащимся Ф. Мельци и оказавший грандиозное воздействие на теорию умения, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо умение и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму господства живописи как более интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, знаток знал ее как многоцелевой язык (подобный математике в области наук), коий воплощает все разнообразие мироздания при помощи соотношений, возможности и светотени. "Живопись, - сообщает Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога" Изучая природу, безупречный художник-естествоиспытатель этим познает "божественный ум", тайный под наружним видом натуры. Вовлекаясь в творческое состязание с этим божественно-разумным началом, дизайнер этим признаёт свое подобие верховному Создателю. Потому что он "имеет вначале в душе, а после этого в руках" "все, что присутствует во вселенной", он также есть "некий бог" В поздней серии рисунков Потоп (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, сила тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках находится немало пассажей о Потопе, некоторые из них - поэтические, иные - бесстрастно описательные, третьи - научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются эти трудности, как вихревое перемещение воды в водовороте, его мощность и траектория.
«Трактат о скульптуре» Помпония Гаурика – о технике литья из бронзы.
Перелен Виатор – не только об италах. Пелерен Виатор (Ж.) в своем чисто практическом труде "О художественной перспективе" (1500) с большим искусством пользовался методом масштабных точек Виатор уже знал также, что точка схода всех параллельных прямых , лежащих в предметной плоскости, находится на линии горизонта, которую он всегда вычерчивал. Он даже применял точки схода восходящих, параллельных прямых. Говорит о «точке отстояния»
Наброски «Книги о живописи» Дюрера. Против абсолютно материальных канонов красоты. Задача- в изучении многообразия явлений природы.
В 15 веке превалирует теоретич трататы, интерес к истории- уже в 16 веке.
Марк-Антон Микиель «Заметки о произведениях искусства рисунка» - о мастерах.