Итальянская теория изобразит. иск-ва (Альберти, Пьеро делла Френческо, Леонардо)
Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404, Генуя — 20 апреля[2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист,писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.
Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в.
Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
1435 г – «Три книги о живописи». Признает трехчастную схему развития иск-ва.фактор: одряхление самой природы, перестала дарить людям подарки, таланты. Новый взлет – вопреки природе ( как пример купол санта мария дель фьоре) восхищался инженерными решениями, подчеркивает ум. «заново строим иск-во живописи»
Леон Батиста Альберти – архитектор и первый теоретик художников-перспективистов, которые, по его словам, «вынуждены без учителей и образцов открывать искусства и науки, о которых мы раньше никогда не слышали и которых раньше не видели». Стоит посмотреть, как именно он это делает, потому что система, в какой уже Леонардо да Винчи начинает запутываться, у него еще совершенно прозрачна. Именно здесь начинается радикальное обновление живописи и, как мы увидим далее, науки.
Альберти конструирует картину как сечение оптической системы, связывающей предмет с глазом и обеспечивающей однозначное соответствие точек зримого образа точкам видимого предмета.
В своих трактатах Альберти интересуется не философией искусства, не эстетикой, не специфическими вопросами техники. Их проблематика его мало волнует. Его задача иная — снабдить художников руководством для нового, реалистического искусства, которое помогло бы им в их работе. Эти трактаты сугубо практические и сугубо рациональные. В отличие от средневековых трактатов в них нет никаких теологических привесок, они обсуждают тот метод, который приводит художника к созданию реалистического образа. Это было чем-то принципиально новым для своей эпохи, и это делало их столь злободневными. Он хочет простым и ясным языком изложить правила и законы, опирающиеся на науку, на математику, геометрию и оптику, такие правила и законы, которые облегчили бы создание «образов и подобий природных тел».
Скульптура - во главе угла стоит учение о правильных пропорциях. Свой трактат “о статуе” Альберти, склонный все переводить на язык цифр, завершает «таблицей измерения человека».
«Три книги о живописи» выдают большую зрелость мысли, написаны более свободным и гибким языком, полны смелых метафор и примеров из истории античного искусства. Основной пафос трактата — реалистическое изображение на плоскости трехмерного пространства и объемной человеческой натуры. Исключительное внимание, которое Альберти уделяет перспективе. Так же в противовес живописцам позднего треченто (особенно сиенским художникам) Альберти требует от живописи, «чтобы она казалась очень выпуклой и похожей на то, что она изображает». Указывает на важность светотени. В третьей книге Альберти пишет о требованиях, предъявляемых к художнику. Он должен быть «высоконравственным», «человечным», «обходительным», «сведущим во всех свободных искусствах», хорошо знающим «геометрию», основательно знакомым с «поэтами», из чьих творений можно почерпнуть «большую пользу для красивой композиции истории». Трактаты проникнуты верой в прекрасную природу, в безграничные возможности художника, в человеческий разум, широко использующий науку для решения новых художественных задач.
Пьеро делла Франческа, В последние годы жизни П. д. Ф. написал два научных трактата: «О перспективе в живописи» (последнее изд. — Firenze, 1974) и «Книжицу о пяти правильных телах» (последнее изд. — B «Atti della Realc Accademia dei Lincei. Memoric della classe di scienze morali, storiche e filologiche», serie V, Roma, 1915, v. 14). Первый из них, созданный под влиянием Л. Б. Альберти, даёт математическую детализацию приёмов перспективы; второй содержит указания о практическом решении некоторых проблем стереометрии. Искусство П. д. Ф. заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а последователями — Мелоццо да Форли и Ф. Косса), оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы.
Анто́нио Филаре́те, (собств. Антонио ди Пьетро Аверулино, по прозванию Филарете; (итал.) Filarete) (около 1400 - около 1469) , итальянский архитектор, скульптор и теоретик архитектуры.
Около 1465 года Филарете завершил свой обширный Трактат об архитектуре (итал. Trattato di architectura). Вскоре после этого он впал в немилость у миланских властей, поскольку критически оценил в своей книге ломбардскую готику.
Большая часть трактата построена в диалогической форме и посвящена детальному описанию идеального города Сфорцинда (назван так в честь миланского покровителя Филарете). Утопический город окружен мощной крепостной стеной, имеет правильную форму звезды и противостоит хаотической средневековой застройке. Башни высятся в вершинах каждого из восьми лучей этой звезды; из центра к ним тянутся проспекты. Город связан с внешним миром через систему каналов. В центре Сфорцинды находится главная площадь с собором. Проект Филарете насыщенастрологическими выкладками. Долгое время трактат циркулировал в рукописи и был напечатан только в 1894 году.
Трактат написан в форме романа о постройке автором вымышленного города Сфорцинды, но сюжетная канва выдержана очень слабо, а книги XXII—XXIV представляют собой отдельный «Трактат об искусстве живописи».
К сожалению, «Трактат об архитектуре» Филарете до сего времени не издан полностью. Единственное неполное издание, выпущенное в 1890 году Вольфгангом фон Эттингеном, включает только отдельные части текста в подлиннике, другие же части дает в немецком переводе (Antonio Averlinо Filarеtе, Tractat uber Baukunst. Nebst seinen Buchern von der Zeichenkunst und den Bauten der Medici. Herausgegeben von W. von Oettingen, Wien, 1890). Нижеследующие отрывки взяты из этого издания, причем приводятся только те части, которые изданы Эттингеном в подлиннике. Эти отрывки двух родов: из девятой книги, говорящие о живописном убранстве собора и дворца воображаемого города и перечисляющие могущих выполнить это убранство художников, и из книг XXII— XXIV, излагающие основы рисунка и живописи.
‑