Темы городского конкурса ораторского искусства
ТЕМЫ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Среди волонтерских отрядов детей и подростков г. Ижевска
Конкурс проводится в двух номинациях – волонтеры 12-14 лет, волонтеры 15-18 лет. Для каждой категории даны 10 тем для обсуждения.
Темы для возрастной категории 12-14 лет:
Волонтёр – это призвание на день или на всю жизнь?
Волонтёрство –широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
ЗА:Волонтёрство – это стиль жизни. Добровольцу следует проявлять милосердие на постоянной основе, а не только на событийных мероприятиях.
ПРОТИВ:Волонтёр совершает добрые поступки в зависимости от своего желания и наличия свободного времени, он сам решает – оказать помощь или воздержаться.
Разделение мусора – шанс восстановить экологию или бессмысленная трата времени?
Сохранение экологического здоровья нашей планеты – главныйвопрос современности. Мусор и отходы постепенно заполоняют всю Землю. Это влияет на здоровье людей и окружающую среду. Разделение мусора – новый способ борьбы с этой проблемой.
ЗА:Разделяя мусор, мы упрощаем процесс переработки отходов и даём вторую жизнь материалам, которые используем в быту. Разделение мусора – это шанс восстановить экологию.
ПРОТИВ:Ничтожно малое количество людей занимаются сортировкой мусора, потому что не заинтересованы в этом. Сортировка не приносит нашей планете существенной пользы.
Физическая активность – это личное желание каждого или дань моде.
Сейчас в СМИ ведется активная пропаганда здорового образа жизни, в частности спорта. Возникает вопрос: люди сами делают выбор в пользу физической активности или стремятся к спортивному телосложению, потому что это диктует общество?
ЗА: СМИ лишь освещают преимущества спорта. Здоровье и хорошая физическая форма важнее популярности.
ПРОТИВ:Люди занимаются спортом, потому что это модно. В погоне за вниманием и одобрением окружающих человек стремится к идеалу тела.
Оптимальное место для проживания: город или деревня?
Население России живёт в городах, в деревнях и селах. Факторы, по которым люди переезжают из города в деревню, и наоборот, самые разнообразные.
ЗА:Деревня – площадка для развития, которая ещё не так популярна =>меньшая конкуренция. Близость с природой лишь помогает человеку.
ПРОТИВ:Город – это территория возможностей, идеальное место для проживания современного человека.
Фастфуд»: экономия времени или отрава для организма.
«Фастфуд» – это понятие, включающее в себя употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализирован-ными заведениями. Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить и быстро съесть. Большое количество людей во всём мире считают основными преимуществами «фастфуда» мобильность его употребления и приемлемые вкусовые качества. Однако существует мнение, что «фастфуд» приводит к ожирению и связанным с ним болезням.
ЗА: «Фастфуд» – это обычная пища, которая имеет ряд преимуществ по скорости приготовления и употребления и не несёт вреда здоровью.
ПРОТИВ: «Фастфуд» – это пища, которая негативно влияет на организм человека.
Человек является лидером лишь в своей команде или по жизни?
Лидер – человек, который ведёт за собой и пользуется авторитетом в определённой группе. Сможет ли человек проявлять свои лидерские качества, когда рядом нет его команды единомышленников.
ЗА:Лидер способен найти точки соприкосновения и повести за собой любой коллектив, а не только определённую группу людей, в которой однажды получил признание.
ПРОТИВ:Лидер без своей команды – никто. Его мнение и стремления среди малознакомых людей будут оценены в меньшей степени, чем с единомышленниками.
Школьные субботники: за или против?
Субботник – бесплатное, добровольное и организованное выполнение общественно-полезного трудового задания на благо общества. Обычно субботники проводятся в сверхурочное время в выходные дни.
ЗА: Субботники помогают детям понять значимость уборки для природы.
ПРОТИВ: Субботники лишь временно решают проблему загрязненности. Школьники зря тратят время и силы.
Регламент проведения игр
Конкурс проводится в виде серии коммуникативных поединков по заранее заданным темам. В рамках одной темы отстаивается одна из двух противоположных позиций.В одном поединке участвуют две команды. В команду входят два человека, требования по половому признаку не выдвигаются.
Тема поединка состоит из:
1.1.
1.2.
1. Заголовка, выражающего обсуждаемую область;
2. Утвердительной и отрицательной позиций. Каждая позиция выражается полным предложением, изменению в ходе поединка не подлежит.
Оргкомитет вправе использовать для игр темы, с которыми участники заранее не ознакомлены.
Начало поединка:
1. Право выбрать тему поединка определяется путем жеребьевки.
2. Возможность выбрать позицию в споре имеет команда, которая не выбирала тему поединка.
3. На выбор темы и выбор позиции каждой команде даётся по 30 секунд. Команда, не успевшая сделать выбор за 30 секунд, лишается права выбора.
Ход поединка:
Утверждающая сторона | Отрицающая сторона | |
Вступительная часть | 1 минута | 1 минута |
Один раунд-поединок* | 30 секунд | 30 секунд |
Заключительная часть | 1 минута | 1 минута |
*Количество раундов-поединков в отборочных играх 3, в финальных – 5. Следовательно, время поединка в отборочных играх = 7 минут. В финальных играх = 9 минут.
Рекомендуемый формат игры (участники не обязаны ему следовать):
1. Представление темы;
2. Представление понятийного аппарата;
3. Представление основных аргументов (не менее 2-х);
4. Контраргументы;
5. Статистика по своим аргументам;
6. Контраргументы;
7. Хук (кульминация);
8. Заключение (выводы).
Оценка поединка:
· Оценка поединка производится профессиональными судьями в количестве не менее 3 человек по оценочной шкале.
· Количество членов жюри является нечётным, точное количество решается перед началом игр, но не может быть меньше 3.
· Каждый из членов жюри поднимает карточку цвета того участника (цвет определяется атрибутом), которого он считает победителем. Одна карточка приносит команде 1 балл.
· Если член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку, которая приносит каждой команде 0 баллов (правило не распространяется на полуфинальные и финальные игры).
· Счет встречи определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета).
· Каждый член жюри предъявляет свою личную оценку поединка и вносит её в протокол.
· Члены жюри должны быть готовы прокомментировать свои оценки по просьбе рефери.
· Решение членов жюри и рефери в ходе игры обсуждению не подлежит.
Роль рефери в коммуникативном поединке:
· Рефери объявляет начало боя.
· Никто, кроме рефери, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.
· Рефери вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки.
· Рефери запрещается вставать на одну из сторон в поединке и помогать им.
· После окончания поединка рефери просит жюри озвучить оценки.
Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в следующих случаях:
· Молчание участника поединка в течение 30 секунд.
· Действия участника приводят к тому, что соперник вынужден признать неконтролируемую потерю позиции в ходе поединка.
ТЕМЫ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА