И национальный характер американской литературы»

(Москва, 2004)

О романе Твена «Приключения Гекльберри Финна» -

«Признанной вершиной американского романа стал твеновский роман «Приключения Гекльберри Финна». Открытием стал и сюжет, и способ повествования от лица невежественного мальчишки, выбор пары главных героев - белого подростка, бегущего от собственного отца-алкоголика, и беглого негра, жаждущего обрести свободу для себя и своей семьи. Неожиданно глубоко предстал здесь болезненный национальный конфликт белой и черной рас, а также магистральная тема национальной культуры - бегство от общества к природе.

…Повествование обретает силу и дыхание национального эпоса, в котором находится место и для поэзии природы, и для веселого смеха, и для забавных приключений…

Надо подчеркнуть еще один важный момент в поведении американского героя - он следует собственным нравственным порывам, внутреннему голосу или совести… Внутренний естественный порыв побеждает влияние среды - таков преимущественный выбор американского героя, идущего наперекор общему мнению» (С. 134 – 135).

В образной системе романа одновременно присутствуют два плана: реальный и символический, что вполне соответствует ключевой традиции американской литературы. Важнейшее место здесь занимает великая река Миссисипи, которой посвящены самые поэтичные страницы романа. Недаром Т.С.Элиот, уроженец штата Миссури, считал, что именно река дает форму «Приключениям Гекльберри Финна», управляя путешествием Гека и Джима, - то разлучая, то соединяя их, и только «Река делает эту книгу великой книгой». Паскаль как-то заметил: «Реки - это дороги, которые и сами движутся, и нас несут туда, куда мы держим путь». Миссисипи становится дорогой жизни для героя романа. Именно она выводит его на правильный путь. Однако реки - особые дороги, они не сотворены человеком и всегда остаются частью природы, неподвластной ему и независимой от него… Для героев река - это рай земной, только здесь они чувствуют себя равными, свободными и счастливыми. … Плот и река, как образы свободы и естественной простоты, становятся антиподами берега и общества… Но ни плот, ни река не способны защитить твеновских скитальцев, не дают им возможности скрыться от окружающего мира: их плот тонет в столкновении с пароходом, потом на нем воцаряются наглые жулики…» (С. 171 – 172).

О повести «Таинственный незнакомец» -

«… три незавершенных текста, объединенных образом юного Сатаны: «Школьная горка», «Хроника молодого Сатаны» и «№44. Таинственный незнакомец». Первая глава второй части полностью вошла в третью - «№44. Таинственный незнакомец». По структуре она напоминает Евангелие своим сочетанием повествовательного элемента с описанием непременных чудес и проповедей Сатаны.

«Действия и учение Христа-утешителя перевернуты в образе твеновского Сатаны, Филиппа Траума. Несмотря на свою божественную сущность, Христос страдает. Сатана же страдать не может, как не способен искупить человеческие грехи. Он - обличитель. В том числе лицемерия и жестокости христианства. Он - разрушитель веры, укрепляющей несправедливость мира. В отличие от Христа Сатана не исцеляет ни одного слепого, увечного или бесноватого, наоборот, он своей волей убивает друга Теодора - Николауса - и крошку Лизу Брандт, по его словам, спасая их от долгих мучений; он ломает ребра своим противникам, вселяется в отца Адольфа и делает безумным отца Питера» (С. 230).

«У Сатаны есть и другая функция, важнейшая: он - носитель мысли. Перед нами не столько занимательная «фантастическая повесть»… сколько особый жанр, излагающий новое учение в форме своего рода «сократического диалога». В этом плане существенна евангельская жанровая традиция.

«Учение» Сатаны начинается с постулата: «люди тупые», пошлые, невежественные… Оно разворачивается в пяти проповедях…

В первой своей проповеди (главы У-У1) Сатана атакует пресловутое Нравственное чувство, которое позволяет человеку отличать добро от зла и творить… зло.

Во второй своей проповеди (середина У11 главы) Сатана излагает идеи детерминизма: человек - машина, продукт обстоятельств и среды…

Третья проповедь (глава У111) утверждает, что рост цивилизации - это прежде всего совершенствование орудий убийства.

Осуждение человека-раба, не дерзающего восстать против гнусных условий своего существования, становится важнейшей, сквозной темой «учения» Сатаны и предметом четвертой проповеди (глава 1Х).

Все «учение» Сатаны (пятая проповедь) заканчивается апофеозом смеха.

«Идея великой революционной силы смеха - одна из ключевых в позднем творчестве Марка Твена» (С.235).

Вопросы для дискуссии

1. Почему Гек не выдал Джима?

2. Почему Марк Твен считал Тома Сойера неподходящим для роли главного героя романа «Приключения Геккльбери Финна»?

3. Как объяснить обращение автора романа «Приключения Геккльбери Финна» к теме феодальных распрей?

4. Можно ли считать концовку романа «Приключения Геккльбери Финна» happy end?

5.Каково соотношение образа автора и образа Сатаны в повести Твена «Таинственный незнакомец»?

6. Функция образов детей в повести Твена «Таинственный незнакомец»

7. Как звучат в повести Твена «Таинственный незнакомец» идеи позитивизма?

Актуальные аспекты темы (для курсовых и дипломных работ)

1. Символ Реки в религиозном и мифологическом сознании и в романе Марка Твена «Приключения Геккльбери Финна».

2. Притчевое начало в творчестве позднего Марка Твена.

3. Сравнительный анализ трех вариантов историй о Сатане в творчестве позднего Марка Твена

Ключевые слова этого занятия: РЕАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ, ЮМОР, ФОЛЬКЛОР, РЕКА, РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СВОБОДА, АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА, ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ, СИМВОЛ, НОВАТОРСТВО, САТАНА, ДОБРО И ЗЛО, МОРАЛЬ, КРИЗИС ВЕРЫ

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Твен М. Статьи о литературе // Твен М. Собр. Соч. в 12 томах. М., ГИХЛ, 1959 – 1961. Т. 11.

2. Твен М. Приключения Гекльберри Финна // там же, Т. 6.

3. Твен М. Рассказы // там же, Т.10.

4. Твен М. Таинственный незнакомец // там же, Т. 11.

5. Твен М. «Дары цивилизации». Художественная публицистика \ Сост. и предисл. А.М.Зверева. – М.: Прогресс, 1985. (Письма с Земли, Сделка с Сатаной, №44. Таинственный незнакомец).

6. Боброва М.Н. Марк Твен: Очерк творчества. - М.: Гослитиздат, 1962.

7. Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. - М.:Дет. лит., 1985.

8. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. М. 2004.

9. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987.

10. Ромм А.С. Марк Твен. - М.: Наука, 1977.

11. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. Писатель, 1985.

Тема 8. Литература США. Джек Лондон и Теодор Драйзер (2 часа).

В О П Р О С Ы

1. Влияние идей английского философа Герберта Спенсера на американскую литературу конца 19 века.

2. Жизнь Джека Лондона.

3. «Северные рассказы» Джека Лондона. Тема природы и цивилизации.

4. Идеи Г.Спенсера в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Тема искусства в этом романе.

5. Личность и мировоззрение раннего Теодора Драйзера.

6. Тема успеха и «Американской Мечты» в романе Драйзера «Сестра Керри».

7. Образ большого города в «Сестре Керри».

8. Тема искушений в романе «Сестра Керри».

9. Керри и Герствуд.

10. Своеобразие заголовков глав в романе «Сестра Керри».

11. Психологизм Драйзера в романе «Сестра Керри».

К О М М Е Н Т А Р И И

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903) является одним из родоначальников позитивизма. Философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Одна из ключевых идей - учение о всеобщей эволюции - однако эволюцию Спенсер понимал механистически: как непрерывное перераспределение телесных частиц и их движения, приводящее к соединению (интеграция) или рассеянию (дезинтеграция) движения, что приводит в конечном счете к равновесию.

По Спенсеру в обществе действуют те же законы, что и в природе - выживания наиболее приспособленных существ. Два важнейших фактора формирования организмов - среда и обстоятельства.

В мире действует также закон единства и взаимосвязи всего существующего.

В этике Спенсер стоит на позициях утилитаризма: нравственно то, что когда-то было полезным и необходимым.

Не случайно Спенсер был так почитаем и любим в США: здесь он оказался созвучен американскому прагматизму и эпохе рубежа 19-20 веков как времени реализма и научности. Спенсера читали и к нему прислушивались такие великие американские писатели как Марк Твен, Джек Лондон и Теодор Драйзер.

Джек Лондон (1878 - 1916)

Путь Джека Лондона в литературу очень типичен для американской культуры: он пришел из низов, сын бедных родителей, самоучка, он не получил законченного образования, в молодости зарабатывал на хлеб самыми простыми занятиями - был грузчиком, работал в прачечной, разносил газеты и т.д.; вместе с тем он проявил большое упорство в достижении цели и стал знаменитым писателем, прославившим литературу США ХХ века. (В этом он похож и на Марка Твена и на Теодора Драйзера). Важным моментом жизни Джека Лондона стало его путешествие на Аляску в 90-е годы, где в это время нашли золото, и в Америке началась вторая золотая лихорадка (первая случилась в середине Х1Х века в Калифорнии; в литературе она связана с именем Бреет Гарта). Золота Джек Лондон не нашел, но он нашел сюжеты своих знаменитых «Северных рассказов» («Белое безмолвие», «Зов предков», «Закон жизни», «Любовь к жизни» и других).

Рассказы Джека Лондона

В Северных рассказах преобладает романтическое начало (иногда Джека Лондона называют «неоромантиком»), но оно причудливо сочетается с идеями Спенсера и элементами натуралистической поэтики. В своей статье «О писательской философии жизни» (1899) Джек Лондон писал: «Что известно вам из истории, биологии, из учения об эволюции, об этике и еще из тысячи и одной отрасли знаний? «Но, - возразите вы, - я не вижу, каким образом все это может помочь мне написать роман или поэму». И все-таки это вам поможет». Действительно, произведения самого Лондона насыщены фактами – не в смысле какой-то конкретной информации, а по яркости и жизненности изображаемого: он так описывает природу, животных, пищу, людей, что читатель ощущает их почти на физическом уровне. Действие происходит не в гостиных и городах, а в бескрайней ледяной пустыне Севера, по которой, испытывая невыносимый голод и холод (автор постоянно указывает температуры -50 или -60 градусов), борясь за свою жизнь, движутся одинокие измученные люди. Здесь в экстремальной ситуации они проходят проверку на прочность.

Рассказы и эпичны, и остросюжетны одновременно. Позитивистская идея борьбы за существование, идея эволюции и взаимосвязи всего существующего в мире (от далекой звезды до песчинки в море), безусловно, присутствуют здесь. Одно из доминирующих понятий в ранних рассказах - «закон». Речь идет о биологических законах, «законах жизни» (выживает сильнейший). Акцент на физиологических процессах (особенно чувстве голода) сближает Лондона с натуралистами. Но в то же время, в отличие от писателей школы Золя, Джек Лондон восхищается высокими моральными качествами человека и верит в них. Сильный герой в его мире - это не тот, кто имеет преимущество в своих физических достоинствах, но обладающий сильным характером - мужеством, волей, способностью на любовь и верность. Хотя в некоторых рассказах («Сын волка») не обошлось и без ницшеанской окраски.

«Белое безмолвие» (1899) - один из лучших рассказов Джека Лондона. Интересен образ белого безмолвия, вынесенный в заглавие. Это - огромный равнодушный мир с его непонятными законами, в котором затерян человек (в этой обстановке он боится даже собственного шепота). Закон борьбы за выживание автор демонстрирует на примере собак: стая нападает на самую слабую особь - хромоногую Кармен (в ее кличке вольно или невольно звучит зловещая ирония) и разрывает ее на части на глазах у людей. Один из героев - Мэйсон – искалечен упавшей на него огромной сосной; она стояла здесь веками и упала именно в тот момент, когда мимо проходил Мэйсон. Что это - случайность или судьба? На этот вопрос у автора нет ответа. Скорее всего это принцип биологического фатализма (непостижимость законов окружающего мира). Женщина из индейского племени Руфь, жена Мэйсона, очень любит своего мужа, но она совершенно спокойно относится к тому, что его нужно оставить одного умирать (он все равно не дойдет до стоянки). Любит Мэйсона и его друг Мэйлмют Кид (кстати, герой многих других рассказов Лондона), но именно он в конце повествования «помогает» ему умереть, пуская в него пулю из своего ружья. Таковы законы жизни.

«Закон жизни» (1901) - классический и, пожалуй, самый очевидный пример спенсеровского влияния, о чем говорит и его название. Племя северных индейцев оставляет немощного старика Коскуша одного в белой пустыне, так как он не может идти самостоятельно. С ним спокойно прощается его сын и внучка. Сам Коскуш воспринимает это как нечто само собой разумеющееся («закон жизни»). «Это закон всех живых существ». В свое время умирает лист, ветка, заяц, медведь и т.д. «Задача жизни - продолжение рода, закон ее - смерть». Последнее, что наблюдает старик - это погоня стаи волков за лосем. В этой борьбе лось обречен, обречен и человек, он перестает бороться, подчиняясь законам.

Иллюстрацией к Спенсеру выглядит и рассказ «Когда боги смеются» (1911), где рассказывается о двух влюбленных, которые решили преодолеть законы эволюции, по которым умирает все, в том числе и любовь. Они решили не прикасаться друг к другу, чтобы их стремление было вечным, но вот однажды они посмотрели друг другу в глаза и увидели там не любовь, а безразличие. Боги посмеялись над ними!

Более сложным является знаменитый рассказ «Любовь к жизни» (1905).Здесь победителем становится тот, кто нравственнее и благородней. Билл, который украл золото и бросил друга в беде, погиб, а главный герой, который здесь называется как просто «он» или «человек» побеждает волка и смерть («Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней»). Очень важным нам кажется следующее заявление героя - «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла». Таким образом речь идет о нравственной победе, о победе человека над самим собой, над своими низшими инстинктами.

О торжестве человеческого духа речь идет и в рассказе «Мужество женщины» (1900). Здесь рассказывает свою историю Ситка Чарли – индеец-следопыт, также постоянный герой Северных рассказов. Его жена Пассук настолько была предана своему мужу, что не только жертвовала собой, отказывая себе в пище, но и пожертвовала ради мужа своим родным братом, который когда-то спас ее. Пассук умерла мужественно и спокойно с сознанием выполненного долга.

Роман «Мартин Иден» (1909)

Это лучший роман Джека Лондона, в которой он вложил много личного, пережитого, где он рассказал о своем трудном пути в литературу - о работе в прачечной, о безденежье, непонимании издателей. Но надо помнить, что из этого сугубо биографического материала Лондон создал роман о великой любви и великом разочаровании, о крушении иллюзий и трагической гибели художника в мире, где искусство и подлинные ценности никому не нужны. И тем самым он вписал себя в традицию мировой литературы: Гете («Страдания юного Вертера»), Стендаля («Красное и черное»), Бальзака («Утраченные иллюзии»), Флобера («Воспитание чувств») и других. В начале романа юный Мартин, человек из народа, хотя и не образован, но талантлив, необыкновенно энергичен и устремлен, полон надежд и жаждет славы и, конечно же, он влюблен. Именно любовь к Руфи, девушке из «хорошего общества», которую он воспринимает как богоподобное существо, является главным стимулом его творческого порыва. В конце - это уставший (хотя еще и молодой) равнодушный ко всему человек, утонувший в океане по собственному сознательному выбору и решению. В чем причина драмы героя? Сам автор как-то высказался по этому поводу, что «все дело, в индивидуализме Мартина», он так и не стал социалистом, хотя такие возможности у него были (в романе показаны собрания социалистов и их деятельность). Однако здесь можно возразить Лондону - образы социалистов довольно бледны и невыразительны, тогда как романтический бунтарь Мартин Идеен - очень ярок, выразителен, и по всей видимости гораздо более близок и симпатичен автору именно своим духом максимализма и протеста, которым буквально пропитан весь роман.

В «Мартине Идене» немало страниц, где непосредственно обсуждаются идеи Герберта Спенсера. Мы понимаем, почему молодой поэт так захвачен его философией (Спенсер все привел в систему, объяснил все эволюцией и законами), но если бы герой до конца остался на позициях Спенсера, он никогда бы не пришел к трагическому концу, так как Спенсер примиряет нас с существованием (в том числе и с пресловутым «буржуазным обществом»). Но именно примириться-то Мартин и не может. Мартин смотрит на жизнь с позиций даже не идеализма, а, скорее, юношеского максимализма и эстетизма. В его душе борются Спенсер и Суинберн. Английский поэт-декадент Суинберн, который в начале романа стал для него воплощением утонченной духовной культуры и побудил его к совершенствованию, в конце повествования приводит его к смерти (читая томик стихов Суинберна, Мартин и принимает решение о самоубийстве).

Очень важной темой в романе является также тема искусства и судьбы художника в прагматичном американском обществе. Мартин разменял свой талант, идя на постоянные компромиссы с редакторами; он стал богатым и знаменитым ценой гибели таланта (ведь его ранние произведения были гораздо лучше, чем поздние). В Америке не нужны серьезные и глубокие художники. Это подтверждает и судьба друга Мартина поэта Бриссендена, тоже покончившего с собой: его поэма «Эфемерида» не была напечатана при жизни, но и после его смерти она вышла в столь искаженном виде, что Мартин восклицает: «Бедный Бриссенден! Хорошо, что ты умер!».

Теодор Драйзер (1871 - 1945)

Драйзер был двенадцатым ребенком в семье немецкого иммигранта-католика. Также, как и Джек Лондон, он прошел и бедность и унижения, работал репортером в газетах и был уволен из-за своих независимых взглядов. Как и многие его современники, он прошел через увлечения Спенсером и Дарвиным, социализмом и марксизмом. (О влиянии на Драйзера идей Шопенгауэра очень интересно пишет в своей докторской диссертации Е.А. Морозкина - см. библиографию). Но также немаловажной составляющей в мировоззрении Драйзера была пуританская мораль, которую он подчас резко критиковал, но от которой он унаследовал сам дух морализма, хотя и преломившийся весьма своеобразно (критика философии успеха, накопительства и нравственного инфантилизма). Драйзер интересен самобытным национальным духом американизма, который отличается от европейского начала этого периода сохранением моральной составляющей культуры.

Роман «Сестра Керри» (1900)- самое первое произведение Драйзера, но в нем он уже нашел едва ли не все основное, что будет развито впоследствии: национальный характер, психологизм, тему Большого Города и тему Американской Мечты, изображение социального неравенства через принцип контраста, мотив утраты иллюзий.

Непритязательная история молодой провинциалки, приехавшей в столицу, напомнила читателям о французском «романе карьеры» (Драйзера недаром называли «американским Бальзаком»). Узнается здесь и еще один мировой сюжет - история падения чистой девушки, замечательно воплощенной в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д Эрбервиллей». Однако на этом фоне можно увидеть и отличие Драйзера от своих предшественников: история Керри не завершается трагически, и именно в этом увидели современники «аморализм» Драйзера (героиня, совершив безнравственные поступки, не наказана). Но это поверхностный взгляд. Ведь в конце мы видим Керри не достигшей ни счастья, ни удовлетворения. Автор как раз и показывает нам, что материальный успех и слава не могут дать человеку всего, что он ждет от жизни: есть что-то еще. При всей кажущейся объективности, бесстрастности повествования, не желании автора осуждать (вспомним в конце фразу из Евангелия - «Кто бросит в нее камень?») Драйзер показывает путь героини как ошибку, заблуждение. Об этом свидетельствует, например, сон Мины (сестры Керри): она видит Керри падающей в пропасть. Эпизод, безусловно, принимает характер пророчества и символа. Но главный аргумент Драйзера в этом вопросе - это образ Герствуда. Описывая историю гибели Герствуда, автор вызывает море сочувствия и сострадания к герою, а холодное отношение Керри к Герствуду, который пожертвовал ради нее карьерой и добрым именем, не прибавляет симпатии к ней. Поэтому вольно или невольно Драйзер остается здесь моралистом.

Но в романе звучат и мотивы, характерные для философии Герберта Спенсера. Так в некоторых моментах (например, эпизоде отъезда в Нью-Йорк) Керри и Герствуд выглядят ничтожными песчинками в потоке бытия, несомыми потоком, лишенными собственной воли. Нашла отражение и идея Спенсера о равновесии сил в мире: когда один возвышается (Керри), другой - падает (Герствуд).

Очень интересны заголовки глав: в них присутствует как документализм (например, «Забастовка»), так и мифологизм («Эолова Арфа»), много религиозной лексики и библейских персонажей и символов («Плоть и дух», «Пир Вальтасара» и т.п.). Перед нами предстает как бы второй (спрятанный) роман, который звучит как история Искушения Души. В качестве главного искусителя выступает Город - большой Город с его соблазнами: магазинами и ресторанами, вечерними огнями и нарядно одетыми людьми. Все это действует на Керри скорее на бессознательном уровне. Она очарована, она заворожена (это чувство было знакомо и самому Драйзеру, о чем он признавался в своих дневниках). Известный американский писатель ХХ века Роберт Пенн Уоррен (автор знаменитого романа «Вся королевская рать»), написавший интересное исследование по творчеству Драйзера (оно не переведено на русский язык) - Homage to Theodore Dreiser (N.Y. Random House. 1971), - считает, что ключевым словом в творчестве Драйзера является - ИЛЛЮЗИЯ. По мнению Уоррена, герои Драйзера несчастны, потому что они не нашли своего истинного «я» и не поняли себя. В этом отношении текст может восприниматься как философский роман.

Наши рекомендации