Тема 2. Эстетизм в Великобритании.

Оскар Уайльд (2 часа).

В О П Р О С Ы

1. Идеологи эстетизма Дж.Рескин и У.Пейтер

2. Прерафаэлиты

3. Личность и жизнь Оскара Уайльда

4. Статьи Уайльда об искусстве и литературе

5. Особенности сюжета и расстановка героев в романе «Портрет Дориана Грея»

6. Мифологизм романа «Портрет Дориана Грея»

7. Тема искусства и красоты в романе «Портрет Дориана Грея»

8. Авторская позиция в романе «Портрет Дориана Грея»

К О М М Е Н Т А Р И И

Последние десятилетия 19 века в Великобритании принято называть кризисом викторианства. Королева Виктория была еще жива, но ее эпоха, которая характеризовалась экономической стабильностью и ростом международного авторитета Англии, уходила в прошлое. Идеология викторианства - это верность Богу, королеве и своей семье – крепкие моральные устои. Яркими критиками викторианства стали английские писатели-искусствоведы второй половины 19 века Джон Рескин и Уильям Пейтер. Для них викторианство было прежде всего буржуазной эпохой с ее философией практической выгоды и пользы, главным же критерием истины стал критерий к р а с о т ы (отсюда и название всего движения - эстетизм).

Джон Рескин (1819 – 1900) получил пуританское воспитание, учился, а затем и преподавал в Оксфорде (здесь слушал его лекции молодой Оскар Уайльд). Первые книги Рескина («Современные живописцы», «Камни Венеции», «Семь светильников архитектуры») посвящены живописи (он и сам рисовал акварели). Его интересуют проблемы «искусство и натура», «человек и общество», которые он рассматривает с позиции этических ценностей. Позже он пишет о пагубности машинной цивилизации и приобретает славу «социолога-проповедника». Рескин был резким критиком идеи «диктатуры пролетариата» и «классовой борьбы», но также выступал и против несправедливого распределения богатств, безудержной роскоши высших классов. Джон Рескин верил в силу знаний, образования, просвещения, необходимость совершенствования человека при помощи искусства. Свой идеал Рескин видел в средневековье: ручной труд и религия, по его мнению, были более благоприятными условиями для развития личности, чем капиталистический промышленный конвейер. Искусство возвышает человека, играет огромную роль в деле нравственного воспитания человека - считал Рескин. Переживание прекрасного, впечатлительность - вот основная функция искусства, по Рескину. Рескин был очень добрым и благородным человеком: свое немалое состояние он раздал бедным и умер нищим.

Уильям Пейтер (1839 – 1894) – также преподаватель Оксфорда. Его книга «Ренессанс» была направлена против позитивизма и натурализма с их принципом «видеть вещи как они есть», он считал, что мы их видим по-разному; задачей искусства и является умение выразить индивидуальное видение; ему близок литературный импрессионизм (в статье «Критик как художник» Оскар Уайльд поддерживает эту позицию своего учителя).

При всей близости воззрений Рескин и Пейтер по-разному подходили к проблеме морали: для Рескина нравственность значила многое, для Пейтера – искусство – вне морали. Что касается Оскара Уайльда, то в одних произведениях (сказках) он ближе Рескину, в других (драме «Саломея») - Пейтеру.

Видным явлением эстетизма было объединение художников и поэтов Великобритании в середине 19 века, получившее название Прерафаэлитское Братство. В него входили писатель и философ Уильям Моррис, поэты Россетти и Суинберн, художники Миллес и Хант. Название это общество получило от «эпохи до Рафаэля» (т.е. предвозрождения) или позднего средневековья, которое они ценили больше, чем зрелый Ренессанс. Братство, члены которого были очень молоды, видело свою цель в преобразовании английского искусства; в поисках вдохновения они обратились к идеям доблести и чести, которые можно было найти в средневековых легендах и сказаниях и в живописи, предшествующей Рафаэлю (их любимым художником был Джотто). Россети в своей поэзии использовал жанр средневековой баллады и привнес в нее элементы декадентского эстетизма и бодлеровского эстетизированного католицизма. Чарльз Суинберн писал баллады и прославился смелыми экспериментами в стихосложении. Он также часто использовал античные мотивы и был близок к поэзии французской школы «Парнас» (Теофиль Готье, Леконт де Лиль). Его произведение «Поэмы и баллады» прославляли чувственность и языческий гедонизм (последний нашел отражение и в творчестве Уайльда – в речах лорда Генри, героя «Портрета Дориана Грея»). Уильям Моррис - мечтатель-эстет («dreamer of dreams»), представитель утопического социализма, автор фантастического романа «Вести ниоткуда» (1891). Герой этого произведения просыпается в далеком будущем после коммунистического переворота, где нет ни богатых, ни бедных. Моррис рисует патриархальную утопию: нет частной собственности, нет никаких противоречий, царит гармония и примитивный труд «творцов-ремесленников», техники нет никакой. Люди будущего отказались и от профессионального искусства, осталось только народное творчество. Но, пожалуй, наибольших успехов прерафаэлиты добились в живописи. Они создали свой неповторимый стиль – простоту образов, яркость красок, изысканность жестов и интерьеров. Они часто прибегают к литературным, библейским и античным сюжетам и дают их необычную интерпретацию. На знаменитом полотне Миллеса «Офелия» на фоне стилизованного грота изображена утонувшая девушка – очень бледная, утонченная и красивая – сложив на груди руки, она неподвижно лежит на воде. Натурщица, с которой писалась картина, лежала в ванне, вода которой подогревалась свечами – процесс создания полотна представлял собой целый ритуал-священнодействие. На картине «В плотницкой мастерской» мы видим ребенка-Христа в предельно простой, узнаваемой обстановке, среди простых, бедных людей. Его обнимает мать – не иконописная Дева Мария - а обыкновенная молодая женщина. Кто-то из критиков назвал это «эстетическим христианством» - стремление приблизить евангельские объекты к зрителю сочетались со стилизацией и поиском необычных решений. С этой точки зрения интересна картина «Благовещенье», также изображающая Деву Марию, получившую Благую Весть от Архангела Гавриила. Дева забилась в угол и выглядит очень испуганной, в ней нет ничего от византийского условного канонического изображения. Особую роль играет цвет – здесь голубовато-белый, а также детали, которые становятся символами (Лилия в руках Архангела, огонь под его ногами).

Но для прерафаэлитов характерна и другая тенденция - роковые мотивы, романтизация женственного, стремление к изображению роскоши, к сложной символике, вычурность поз и жестов, необычность композиции. Примерами таких произведений могут служить «Огонь», «Пандора», «Пигмалион», «Монна Ванна» Россетти и другие. На всех этих полотнах особое значение придается рукам персонажей. Этот стиль во многом повлиял на Уайльда; в некоторых случаях он предлагает нам литературный аналог прерафаэлитства.

Оскар Уайльд (1854 – 1900)

Самым высшим искусством Уайльд считал «искусство жить». И действительно, про жизнь Оскара Уайльда можно сказать, что она была его основным художественным произведением – с острой интригой, театральным драматизмом, шумным успехом и оглушительным позором; в этой жизни не было лишь того, чего Уайльд боялся больше всего на свете - Скуки. Но за все это писатель заплатил очень дорого. Он родился в семье ирландского хирурга, талантливого, но странного человека. Мать Уайльда была известной писательницей и экстравагантной дамой, которая любила собирать богемное общество. Она привила сыну любовь к античности и литературе вообще. Мальчик был с детства очень талантлив, легко учился и любил фантазировать. Одна из ярких способностей Уайльда – дар рассказчика, склонность к ораторскому искусству, афористичность мышления. Вот некоторые из его афоризмов - «Жизнь слишком важная вещь, чтобы о ней можно было разговаривать серьезно», «Ничто так не старит, как счастье», «Люблю сцену – на ней все гораздо правдивее, чем в жизни», «Единственно реальные люди – это те, которые никогда не существовали», «Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность всегда преступление», «Самое страшное на свете – это скука. Вот единственный грех, которому нет прощения», «В жизни женщины бывает только одна настоящая трагедия, а именно то, что ее прошлое всегда любовник, а ее будущее – муж», «Понятия добра и зла доступны лишь тем, кто лишен всех остальных понятий», «Я всегда передаю другим хорошие советы, которые получаю: больше с ними нечего делать. Для себя они не годятся». Нетрудно заметить, что большинство этих высказываний - парадоксы.

Наши рекомендации