Занятие – основная форма обучения. Традиционное (основное) занятие, его структурные компоненты.
Успешность решения образовательных задач по изо деят-ти в большей мере определ. правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа. Занятия по изо деят. проводятся в первую половину дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест. Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их не принужденны. Длительность занятий в мл. гр. от 5-7 до 10-15 мин. в конце года, ср.-20 – 25 мин, ст.- 25- 30 мин. Требованияк организации и проведению занятий: 1) гигиенические
(правильное освещение, соответ. мебели росту , гигиена зрения, располож. наглядн. мат-в, динамич. паузы);2) педагогические – подготовка педаг. к занятию (целеобразоват-е задачи, методика, подбор лит-ры, образец),подготовка детей ( упр-я в штриховке, прорисовке отд. элементов), чтение худ. лит-ры, просмотр видео, книг, иллюстр., различные способы рассадки (полукруг, в шахм. порядке); 3) подгот. гр. комнаты и раб. места детей(мат-ы д.б. размещены удобно, компактно); 4) эстетические (опред. оформление интерьера помещения – цвет, освещение, мебель, озеленение, вспомог. средства – драпировка, шторы, ковровое покрытие, использ. произв. искусства для оформл. помещения); соответствие работ детей элементарным эстетическим требованиям. Структура занятия.Орг. момент – переключение внимания детей от одной деятельности к другой. 1). Вводная часть(начало занятия) – 2-5 мин. (от возраста детей), зависит от образовательных задач занятия, от изобразительного опыта детей. Беседа, показ, объяснение педагога, чтение произвед, прослуш. муз-х произвед, сюрпризный момент, создание пробл. ситуации. 2). Основная часть –ход занятия – продуктивная деят-ть детей. Желательно, чтобы дети одновременно приступали к вып-ю задания; дети сам-но меняют необход. изобраз. материалы; за 5 мин. до окончания занятия педагог предупрежд. детей об этом. 3).Заключительная.Анализ детских работ. Способы анализа: рассматривание, исследование (общая оценка) воспит; выставка детских работ; самоанализ и самооценка.
40. Особенности организации и руководство самостоятельной худ. деят-ю дошкольников.
Художественное воспитание ребенка происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Важную роль в этом играет самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. Он использует полученный на занятиях художественный опыт, переносит усвоенные знания, умения, навыки, действует в новых необычных условиях. Большое значение самостоятельная изобразительная деятельность имеет для воспитания чувства коллективизма. При выполнении коллективных работ педагог воспитывает у детей доброжелательное отношение к товарищам, умение договориться между собой, сделать работу как можно лучше.Вне занятий выявляются интересы детей. Они склонны к определенному виду деятельности, к любимой тематике.Источником детской самост-ой деят-ти явл. впечатления от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют работы (рисование, лепка, аппликация) по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды искусства (изобразительное, музыка, литература) обогащают детей впечатлениями. Посещения театра, кино, цирка, просмотр телевизионных передач способствуют созданию ребенком выразительных образов.В самос-ой изо деятельности у детей возникает желание нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок, украшения. Вне занятий у детей может возникнуть желание поупражняться в умениях, навыках, которые они получили на занятиях, закрепить их. Одним из любимых видов самостоятельной деятельности детей является рисование. В основе содержания рисунков — отражение окружающего. Основные материалы, используемые в рисовании: карандаши, краски — гуашь, акварель, а также цветные мелки, пастель, уголь.В свободное время дети любят лепить. Они лепят людей, животных, посуду, сказочных персонажей.Большое место занимает коллективная лепка. Дети объединяются небольшими группами для создания тематических композиций. Дети вырезывают и наклеивают геометрические фигуры и растительные элементы: снежинки, платья для бумажных кукол, салфетки и т. д. Могут выполнять они и коллективные аппликации: ковер для кукольного уголка, декорация для игр-драматизаций. В конструировании используется крупный и мелкий строительный материал, из которого дети строят дома, гаражи, пароходы; из бумаги они мастерят игрушки для елки, самолеты, кораблики.Для поделок используются также природные материалы — еловые и сосновые шишки, береста и т. д. в сочетании с пластилином, спичками.Вне занятий дети рассматривают иллюстрации в книгах, открытки, репродукции, альбомы с картинками. Это способствует развитию художественного восприятия. Для совершенствования чувства формы, цвета используют различные дидактические игры («Что бывает такого цвета», «Подбери по цвету и по форме»).Сам-ой худ-ой деятельностью дети большей частью занимаются в помещении. Однако изобразительная деятельность может развертываться и на воздухе.Это выкладывание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветов, листьев (акварелью, пастелью, цветными карандашами), выкладывание изображений из камушков (солнышка, животных, людей), создание изделий из папье-маше, изображений из сучьев и веток растений, плетение из соломки. Зимой — это создание скульптуры из снега с использованием цветного льда для украшения. В самостоятельной деятельности часто возникает связь между рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, между изобразительной и другими видами деятельности (музыкальной, театрально-игровой, литературной). Воспитателю необходимо наблюдать за самостоятельной изобразительной деятельностью и видеть особенности ее проявления у отдельных детей. В сам-ой изо деятельности дети могут действовать индивидуально, объединяться по 3—4 человека или большими группами детей. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью, возникающей по инициативе ребенка в свободное от занятий время, представляет некоторую сложность, т.к. воспитатель не осуществляет прямого обучения, а использует главным образом приемы косвенного руководства. Эти приемы во многом определяются содержанием самостоятельной изобразительной деятельности ребенка, основой которой является образное отражение окружающей действительности, мира сказок. Но для того чтобы ребенок смог самостоятельно передавать впечатления об окружающем, он должен свободно владеть изобразительно-выразительными средствами. Знания, умения, навыки дети усваивают на занятиях, а также в повседневной жизни. Воспитатель старается, чтобы дети в процессе наблюдений окружающей действительности получали разнообразные впечатления, сопоставляет образы действительности с созданными на занятиях, направляет внимание на возможность обогащения изображений. Так, если кто-то из детей выразил желание нарисовать машину, самолет, воспитатель спрашивает, как их рисуют, предлагает рассмотреть соответствующие иллюстрации, обращая внимание на характерные особенности каждого предмета. Однако эти предложения должны возникать в зависимости от содержания детского замысла. Постепенно уже в среднем дошкольном возрасте у детей появляются свои любимая тематика в рисовании, лепке, любимые цвета. Поддерживая устойчивый интерес, подготавливая разнообразный материал, педагог предлагает изображать и другие предметы, что не только обогащает содержание работ, но и развивает любознательность и наблюдательность. Когда дети создают сюжетные композиции, можно напомнить, как располагают предметы на листе. Педагог помогает детям планировать работу, избегать торопливости, доводить замысел до конца; он выступает в роли заинтересованного советчика: не диктует ребенку, как и что делать, а живо обсуждает с ним ход работы, помогает добиваться нового качественного уровня изображения. В самостоятельной изобразительной деятельности инициатива исходит от детей. Если в средней группе воспитатель советует, организует, помогает, то в старшей группе он предоставляет детям большую самостоятельность.Ребята с любопытством наблюдают процесс творчества товарища, стремятся помочь ему советом, приносят банки с водой, с интересом смотрят, что получается. Иногда в процесс рисования, лепки включаются еще 2—3 детей, возникает творческое содружество. Коллективное творчество обогащает детей.Воспитатель, поддерживая дружеские взаимоотношения, вовремя приходит на помощь тем, кто в чем-то затрудняется. Чтобы привлечь детей к предстоящему занятию, воспитатель иногда изготавливает в их присутствии образцы интересных игрушек, выставляет их на несколько дней в уголке ручного труда.Интересна работа с природным материалом (береста, корм, соломка, шишки, желуди, камешки, листья). Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на причудливую форму и очертания сучков. По его инициативе дети собирают природный материал Воспитатель показывает, как из него изготавливают забавные игрушки. если в группе созданы условия, есть необходимое оборудова ние, место, где дети с учетом своих интересов могут выбирать люби мый вид изобразительной деятельности, у них постепенно сформируются склонности, разовьются творческие способности. Младшие дошкольники будут проявлять интерес к рисованию, лепке по собственному желанию. Дети среднего дошкольного возраста (с появлением новых видов деятельности — декоративного рисования, вырезывания) по своей инициативе начнут вне занятий рисовать простейшие элементы узоров, вырезать фигурки из бумаги разных цветов.А у старших дошкольников не только обогатится содержание деятельности, но и сформируется устойчивый интерес к творчеству.Изменяется и педагогическое руководство изо деятельностью детей вне занятий — от показа способов действий к развитию самостоятельности, инициативе и при выборе материалов, и при передаче намеченного замысла. Руководство этой деятельностью требует от воспитателя чуткости, внимания к интересам и замыслам детей, создания условий для развития их творческих способностей.