Занятие – основная форма обучения. Традиционное (основное) занятие, его структурные компоненты.

Успешность решения образовательных задач по изо деят-ти в большей мере определ. правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа. Занятия по изо деят. проводятся в первую половину дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест. Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их не принужденны. Длительность занятий в мл. гр. от 5-7 до 10-15 мин. в конце года, ср.-20 – 25 мин, ст.- 25- 30 мин. Требованияк организации и проведению занятий: 1) гигиенические

(правильное освещение, соответ. мебели росту , гигиена зрения, располож. наглядн. мат-в, динамич. паузы);2) педагогические – подготовка педаг. к занятию (целеобразоват-е задачи, методика, подбор лит-ры, образец),подготовка детей ( упр-я в штриховке, прорисовке отд. элементов), чтение худ. лит-ры, просмотр видео, книг, иллюстр., различные способы рассадки (полукруг, в шахм. порядке); 3) подгот. гр. комнаты и раб. места детей(мат-ы д.б. размещены удобно, компактно); 4) эстетические (опред. оформление интерьера помещения – цвет, освещение, мебель, озеленение, вспомог. средства – драпировка, шторы, ковровое покрытие, использ. произв. искусства для оформл. помещения); соответствие работ детей элементарным эстетическим требованиям. Структура занятия.Орг. момент – переключение внимания детей от одной деятельности к другой. 1). Вводная часть(начало занятия) – 2-5 мин. (от возраста детей), зависит от образовательных задач занятия, от изобразительного опыта детей. Беседа, показ, объяснение педагога, чтение произвед, прослуш. муз-х произвед, сюрпризный момент, создание пробл. ситуации. 2). Основная часть –ход занятия – продуктивная деят-ть детей. Желательно, чтобы дети одновременно приступали к вып-ю задания; дети сам-но меняют необход. изобраз. материалы; за 5 мин. до окончания занятия педагог предупрежд. детей об этом. 3).Заключительная.Анализ детских работ. Способы анализа: рассматривание, исследование (общая оценка) воспит; выставка детских работ; самоанализ и самооценка.

40. Особенности организации и руководство самостоятельной худ. деят-ю дошкольников.

Художественное воспитание ребенка происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Важную роль в этом играет самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. Он использует полученный на занятиях художественный опыт, переносит усвоенные знания, умения, на­выки, действует в новых необычных условиях. Большое значение самостоятельная изобразительная деятель­ность имеет для воспитания чувства коллективизма. При выпол­нении коллективных работ педагог воспитывает у детей добро­желательное отношение к товарищам, умение договориться между собой, сделать работу как можно лучше.Вне занятий выявляются интересы детей. Они склонны к опре­деленному виду деятельности, к любимой тематике.Источником детской самост-ой деят-ти явл. впечатления от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют работы (рисование, лепка, аппликация) по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интере­сы, стремления, проявляют различные чувства. Занятие – основная форма обучения. Традиционное (основное) занятие, его структурные компоненты. - student2.ru Искусство также является источником самостоятельной изо­бразительной деятельности. Различные виды искусства (изобра­зительное, музыка, литература) обогащают детей впечатлениями. Посещения театра, кино, цирка, просмотр телевизионных пере­дач способствуют созданию ребенком выразительных образов.В самос-ой изо деятельности у детей возникает желание нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок, украшения. Вне занятий у детей может возникнуть желание поупражнять­ся в умениях, навыках, которые они получили на занятиях, закрепить их. Одним из любимых видов самостоятельной деятельности де­тей является рисование. В основе содержания рисунков — отра­жение окружающего. Основные материалы, используемые в рисовании: каран­даши, краски — гуашь, акварель, а также цветные мелки, пастель, уголь.В свободное время дети любят лепить. Они лепят людей, животных, посуду, сказочных персонажей.Большое место занимает коллективная лепка. Дети объеди­няются небольшими группами для создания тематических компо­зиций. Дети вырезывают и наклеивают геометрические фигуры и рас­тительные элементы: снежинки, платья для бумажных кукол, салфетки и т. д. Могут выполнять они и коллективные апплика­ции: ковер для кукольного уголка, декорация для игр-драматизаций. В конструировании используется крупный и мелкий строи­тельный материал, из которого дети строят дома, гаражи, паро­ходы; из бумаги они мастерят игрушки для елки, самолеты, кораблики.Для поделок используются также природные материалы — ело­вые и сосновые шишки, береста и т. д. в сочетании с пластилином, спичками.Вне занятий дети рассматривают иллюстрации в книгах, от­крытки, репродукции, альбомы с картинками. Это способствует развитию художественного восприятия. Для совершенствования чувства формы, цвета используют различные дидактические игры («Что бывает такого цвета», «Подбери по цвету и по форме»).Сам-ой худ-ой деятельностью дети боль­шей частью занимаются в помещении. Однако изобразительная деятельность может развертываться и на воздухе.Это выклады­вание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветов, листьев (акварелью, пастелью, цветными карандашами), выкла­дывание изображений из камушков (солнышка, животных, лю­дей), создание изделий из папье-маше, изображений из сучьев и веток растений, плетение из соломки. Зимой — это создание скульптуры из снега с использованием цветного льда для укра­шения. В самостоятельной деятельности часто возникает связь между рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, между изо­бразительной и другими видами деятельности (музыкальной, театрально-игровой, литературной). Воспитателю необходимо наблюдать за самостоятельной изо­бразительной деятельностью и видеть особенности ее проявления у отдельных детей. В сам-ой изо деятельности дети могут действовать индивидуально, объединяться по 3—4 человека или большими группами детей. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью, возникающей по инициативе ребенка в свободное от занятий вре­мя, представляет некоторую сложность, т.к. воспитатель не осуществляет прямого обучения, а использует главным образом приемы косвенного руководства. Эти приемы во многом определяются содержанием самостоятельной изобра­зительной деятельности ребенка, основой которой является образ­ное отражение окружающей действительности, мира сказок. Но для того чтобы ребенок смог самостоятельно передавать впечатле­ния об окружающем, он должен свободно владеть изобразительно-выразительными средствами. Знания, умения, навыки дети усваивают на занятиях, а также в повседневной жизни. Воспитатель старается, чтобы дети в процессе наблюдений окружающей действительности получали разнообразные впечатления, сопоставляет образы действительности с созданными на занятиях, направляет внимание на возможность обогащения изображений. Так, если кто-то из детей выразил желание нарисовать машину, самолет, воспитатель спрашивает, как их рисуют, предлагает рас­смотреть соответствующие иллюстрации, обращая внимание на характерные особенности каждого предмета. Однако эти предложе­ния должны возникать в зависимости от содержания детского за­мысла. Постепенно уже в среднем дошкольном возрасте у детей появ­ляются свои любимая тематика в рисовании, лепке, любимые цвета. Поддерживая устойчивый интерес, подготавливая разнообразный материал, педагог предлагает изображать и другие предметы, что не только обогащает содержание работ, но и развивает любознатель­ность и наблюдательность. Когда дети создают сюжетные компози­ции, можно напомнить, как располагают предметы на листе. Педагог помогает детям планировать работу, избегать торопливости, дово­дить замысел до конца; он выступает в роли заинтересованного советчика: не диктует ребенку, как и что делать, а живо обсуждает с ним ход работы, помогает добиваться нового качественного уров­ня изображения. В самостоятельной изобразительной деятельности инициатива исходит от детей. Если в средней группе воспитатель советует, организует, помогает, то в старшей группе он предоставляет детям большую самостоятельность.Ребята с любопытством наблюдают процесс творчества товарища, стремятся помочь ему советом, приносят банки с водой, с интересом смотрят, что получается. Иногда в процесс рисования, лепки вклю­чаются еще 2—3 детей, возникает творческое содружество. Коллективное творчество обогащает детей.Воспитатель, поддерживая дружеские взаимоотношения, вовремя приходит на помощь тем, кто в чем-то затрудняется. Чтобы привлечь детей к предстоящему занятию, воспитатель иногда изготавливает в их присутствии образцы интересных игрушек, выставляет их на несколько дней в уголке ручного труда.Интересна работа с природным материалом (береста, корм, соломка, шишки, желуди, камешки, листья). Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на причудливую форму и очертания сучков. По его инициативе дети собирают природный материал Воспитатель показывает, как из него изготавливают забавные игрушки. если в группе созданы условия, есть необходимое оборудова ние, место, где дети с учетом своих интересов могут выбирать люби мый вид изобразительной деятельности, у них постепенно сформи­руются склонности, разовьются творческие способности. Младшие дошкольники будут проявлять интерес к рисованию, лепке по собст­венному желанию. Дети среднего дошкольного возраста (с появле­нием новых видов деятельности — декоративного рисования, выре­зывания) по своей инициативе начнут вне занятий рисовать простей­шие элементы узоров, вырезать фигурки из бумаги разных цветов.А у старших дошкольников не только обогатится содержание деятельности, но и сформируется устойчивый интерес к творчеству.Изменяется и педагогическое руководство изо деятельностью детей вне занятий — от показа способов действий к развитию самостоятельности, инициативе и при выборе материалов, и при передаче намеченного замысла. Руководство этой деятельностью требует от воспитателя чут­кости, внимания к интересам и замыслам детей, создания условий для развития их творческих способностей.





Наши рекомендации