Конструирование. Разновидности констр. Типы занятий по констр. Основные способы создания творч. работ из разных материалов.

К– это вид продуктивной деятельности детей, к-я направлена на создание конструкций из строительного материала и конструкторов и поделок из природного материала. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, худ.вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения), что важно для подготовки детей к обучению в школе. Виды к.: техническое и художественное. Взависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: 1. к. из бумаги и картона - оригами (складывание), киричами (надрезы); 2. к.из стройматериала и конструктора. Строит. мат-л м.б. крупный (напольный), мелкий (настольный), тематический (гаражи, мосты, аэропорт, вокзал); конструкторы – металлические, пластмассовые, деревянные. На занятиях констр. из стройм. мы знакомим детей со след. свойствами: устойчивость (некоторые детали устойчивы в любом положении, а нек-е – только в опред. положении); строение; прочность (зависит от использования деталей и от способов крепления их м/д собой); 3. к.из природного и дополнительного мат-ла(засушенные растения, их плоды; живые растения); 4. к. из крупных модулей; 5. к. компьютерное (различать плоскостные фигуры: шар-круг, квадрат-куб). Типы занятий – по образцу (все детали и способы постройки видны); по модели (дается в обобщенном виде); по теме; по условиям; по замыслу. Методы и приемы:выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с к-м работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.информационно – рецептивный; использование расчлененного образца; показ способа изображения (полный или частичный); использование вариативных образцов; позитивная оценка творческих проявлений детей; анализ детских работ.

73,74. Задачи и содержание декор.деят-ти в ср. и ст. возрасте.Первоначальные изобразительныенавыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (напри­мер, украсить края платочка полосками). Непосредственное обучение декор - у рисованию нач-ся с детьми 4 лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие: развивать композиционные умения в ритмичном расположе­нии форм в узоре на полосе, квадрате, круге;развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контраст­ные цвета;развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и нано­сить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, че­редовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор услож­няется. Сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмич­ное повторение одного и того же элемента. Чередование — более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней груп­пы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.Усложнениепрограммного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элемен­тов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца. В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответ­ствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более труд­ным для ребенка.Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других фор­мах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга — край и центр. Детям 5 года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. Детей необходимо научить: симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях). Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней груп­пе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей учат в начале года новому приему построения узо­ра на круге — заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по кон­центрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор бо­лее декоративным. Чередование может включать 2—3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разно­образные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точ­ки, круги) и более сложные формы — растительные (листья, яго­ды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематиче­ском рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся ви­деть красоту цвета в определенной гамме (синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.). Они способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонкий узор снежинок, кружева. Учат составлять узоры на объемных формах. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымков­ских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и рит­мичен— сочетание прямых и волнообразных линий разной тол­щины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают про­стейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.





В дек. рисовании во всех группах используется только гуашь, к-я позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Планирование худ-й деят-ти в дошк. возрасте.

Правильное планирование, а следовательно, и освоение детьми разных видов изобразительной деятельности и конструирования за­висят от условий, которые необходимо выполнять. Изо деят-ть следует рассматривать как один из разделов воспит-образ. работы, в к-м кроме специфич-х, решаются общие задачи: воспита­ние самостоятельности, активности, творчества; формирование уме­ний прилагать волевые усилия при выполнении задания, доводить начатое дело до конца, а также некоторых элементов учебной деятельности. Приступая к составлению плана занятий на определенный пе­риод времени, педагог прежде всего уточняет, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в это же время по другим разде­лам, какие впечатления получат дети и что еще нужно сделать, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

Составляя план воспитательной работы в группе, следует иметь в виду количество занятий, которое указано на месяц по каж­дому из видов изобразительной деятельности и конструированию в «Программе воспитания и обучения в детском саду». В первой младшей группе занятия рисованием и лепкой прово­дят со всеми детьми 2 раза в неделю в утренние часы. Во второй младшей и средней группах занятия рисованием и лепкой — 1 раз в неделю, а занятия аппликацией и конструированием — 2 раза в ме­сяц. Рисование и лепка по замыслу детей занимают примерно половину занятий. Со второй половины года в средней группе одно занятие в месяц отводят на декоративное рисование.

В старшей группе занятия рисованием проводят 2 раза в неде­лю, лепкой, аппликацией и конструированием — 1 раз в неделю. Одно занятие в месяц отводится декоративному рисованию, не менее одного занятия — на рисование по замыслу и одно — на лепку по за­мыслу детей. Занятия по замыслу детей проводят по всем видам, не исключая и аппликацию, примерно один раз в месяц. Декоративному рисо­ванию отводится два занятия в месяц. Желательно одно занятие в месяц уделять рисованию с натуры, время от времени проводить лепку и аппликацию с натуры. разделы программы по изобразительной дея­тельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе дети осваивают первоначальные умения и навыки по технике рисова­ния и лепки. Во второй младшей группе формирование изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с развитием технических навыков в рисовании, лепке и наклеивании. Вводится также декоративная аппликация. В средней группе, кроме названных разделов, вклю­чается декоративное и сюжетное рисование. Таким образом, в этой и в последующих группах используются все виды изображения. группе формирование изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с развитием технических навыков в рисовании, лепке и наклеивании. Планирование по разделам программы.При составлении плана на кварталы надо иметь в виду все разделы программы. В течение каждого месяца, входящего в квартал, предусматриваются занятия, на которых дети учатся изображать какой-либо предмет (это основ­ная задача), занятия декоративным рисованием и аппликацией, занятия, на которых требуется передать сюжет. Количество заня­тий, отведенных на каждый из этих разделов, не всегда одинаково.Планирование по типам занятий. Вдетском саду проводят раз­ные типы занятий. Можно выделить занятия, на которых дети получают новые для них знания и умения. Каждое новое знание или умение дошкольники усваивают в тече­ние ряда занятий, а иногда и всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Следует иметь в виду, что характер занятий изменяется в зависимости от возраста детей. Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей. Такие занятия планируются по всем видам изобрази­тельной деятельности, количество их может быть разным. Условия организации общегрупповых занятий требуют, чтобы все воспитанни­ки занимались одним и тем же видом изобразительной деятель­ности. Инициативу и самостоятельность прежде всего направляют на выбор содержания работы, способы ее выполнения, позднее — на изобразительные материалы.Планирование по видам изобразительной деятельности. При планировании занятий следует помнить: все виды изобразительной деятельности взаимосвязаны, поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои задачи. Вместе с тем программа указывает и общие задачи, которые можно решить в нескольких видах деятельности, скажем, на занятиях по рисованию и аппликации. Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации — это не только изображение одного предмета в разных видах деятель­ности. Соотношения могут быть разными. При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени занятия, связанные про­граммными задачами и тематикой (например, изображение челове­ка, животных в рисунке, лепке, аппликации), или занятия, на кото­рых решают сходные программные задачи (например, вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, или изображе­ние предметов овальной формы). Цикличность позволит более эффективно решать изобразительные задачи.

Планируя занятия по различным видам изобразительной дея­тельности, педагог учитывает, что должны ранее освоить дети, чтобы полученные умения они смогли бы применить в будущем. Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.Чтобы дети рисовали, лепили, вырезывали охотно, с удовольствием, предложенная тематика должна быть понятна и интересна. Планируя занятие, педагог четко намечает программные задачи, программное содержание (т. е. то, чему следует научить детей, какие навыки и умения сформировать, какие качества развить и воспитать) и подбирает к ним тематическое (предметное) содержание (т. е. что дети будут рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, какой пред­мет, сюжет или узор). В каждом квартале намечают такие програм­мные задачи воспитания и образования. Каждый квартал, на каждый месяц программа выдви­гает требование освоить и закрепить технические навыки. На занятиях в соответствии с программой дети могут рисовать разные предметы, но обязательно должны решать поставленную перед ними задачу. Чем большим количеством обобщенных умений овладеют дети, тем разнообразнее будет содержание их рисунков.

26. Худ-е методы образования худ работы. Детские худ. методы.

Под методом обучения изо. деят-ти следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деят-ть детей, к-я направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду». Традиционно методы классифицируются по тому источнику, из к-го дети получают ЗУНы, по тем средствам, с помощью к-х эти ЗУН преподносятся. Так как дети дош. возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности то выделяют методы наглядные, словесные, практические и частично репродуктивные –упражнения, направленные на приобретение навыков и умений. Выбор методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего педагог определяет цели и задачи конкретного занятия. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а так же знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация и конструирование включают 2 ряда действий: внешнее, т.е. движения, производимые руками при выполнении рисунка, вырезывании, лепке фигурки, создании постройки, и внутренние – восприятие предмета или картины, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться. Методы обучения должны быть направлены на руководство как внешними, так и внутренними действиями, обеспечивающими выполнение задания педагога и развитие детского изо творчества. С этой целью вос-ль применяет информационно-рецептивный метод, который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдения с детьми. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению такого занятия вос-ль серьезно готовится: он выбирает объект, решает, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумывает вопросы, помогающие направить внимание детей на те стороны объекта наблюдения, к-е нужно будет передать в изображении. Учитывая тот факт, что дошкольники не в состоянии долго и сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2-3 раза, постепенно расширяя о нем представления. Особой организации требуют наблюдения, цель к-х познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, к-е проводятся на прогулках и экскурсиях. Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдений: посредством вопросов, предложений, попросить рассказать о том, что они видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная обстановка пробудит эстетические чувства детей. Обследование –это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и св-ва предмета, к-е должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, к-е важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Форма, строение, цвет, прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких св-в предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности(шероховатость, гладкость) требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Дав возможность полюбоваться предметом (игрушкой), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его св-в. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. В заключении обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета. Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест. Готовые образцы, созданные воспитателем, в обучении в изо деят-ти применяются крайне редко – лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию. Малыши только начинают овладевать изо деят-ю. Они должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами. Однако делается это не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые. Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Этому будет способствовать образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов. Особое значениеприобретает слово педагога, когда он анализирует детские работы. Его задача – вызвать радость у ребят создавших рисунки, лепку, аппликации или поделки из бумаги, природного материала. Он подчеркивает удачные находки, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод. Подбор заданий, их последовательность, обеспечивающая повторение, упражнение, осуществляет воспитатель. Упражнения проводят во всех группах д/с, однако их содержание и форма меняются в зависимости от возраста. Исследовательский и эвристический методы в обучении изо деят-ти дош-в используется в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительных задач, т.е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется лишь тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание. Возрастные особенности детей требуют выделения игровых приемов обучения, к-е применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изо деят-ти, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать и т.д.

27. Методика управления изо деят-ю ребят как целостное системное образование.

Успешное развитие детского изо тв-ва зависит от целого ряда условий. Главноеиз них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деят-ть детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе к-х формируется воображение; обучение изо умениям и еавыкам. Для каждой возрастной группы в программе д/с указан определенный объем ЗУНов, к-е должны усвоить дети, чтобы научиться передавать в рисунке, лепке, аппликации разнообразные предметы и явления. Содержание, методика проведения и организация занятий по изо деят-ти д.б. направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, чувств, формирование образных представлений и воображения, но и овладение детьми разнообразными изобразительными материалами, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Изо деят-ть в саду явл. частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Роэтому очень важно, чтобы она была тесно связана с разнообразными видами деятельности и занятиями. Этому способствует и сам хар-р изо деят-ти реб-а. И чем богаче и интереснее жизнь детей, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем больше у них впечатлений, к-е они стремятся отразить в своем изобразительном творчестве. Взаимосвязь изо с другими занятиями и видами деят-ти повышает эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми, вызывает интерес дошкольников к разным занятиям. Такая взаимосвязь должна осуществляться с учетом специфики изобразительной деятельности, ее эмоционально-образного хар-ра. Тесная взаимосвязь всех ее разделов и видов деят-ти способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, мышления, воображения, эстетических чувств, худ-го вкуса, а так же фор-ю нравственных качеств, умения и желания трудиться, доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности. Взаимосвязь нужно осуществлять систематически, а не от случая к случаю. Ее не заменят так называемые комплексные занятия. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы занятия рисованием, лепкой, аппликацией были тесно связаны между собой. Это имеет большоезначение для эстетического воспитания детей, развития их изобразительного творчества. Задания по развитию изо деят-ти детей в свою очередь взаимосвязаны с задачами других разделов воспитательно-образовательной работы. В процессе обучения детей изо деят-ти вос-ль опирается на их знания, полученные на прогулках, занятиях, в играх и просто в повседневной жизни. Полученные детьми представления о тех или иных предметах, явлениях, позволяет им более полно и выразительно передать это в рисунке, лепке, аппликации.

Наши рекомендации