V. Демонстрацияэлектроннойпрезентации
Педагог демонстрирует презентацию с показом знаменитых исторических построек (Покровский собор, Дом Пашкова, новое здание МГУ, комплекс в Кижах и др.), давая пояснения по каждой постройке.
Школьники выясняют роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры.
Материал для комментариев
1. Покровский собор, или храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Храм построен и середине XVI в. по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством. Существует много версий о создателях собора. Ранее считалось, что его строили двое зодчих — Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку - Постнику Яковлеву по прозвищу Барма, который потом также возводил Кремль в Катни.
Вид собора необычен для русской церкви, на Руси чаще строились пятиглавые церкви, а этот собор — девятиглавный. Он построен так, что восемь храмов окружают самый большой, девятый, и все они объединены общим основанием и переходами из одногохрама в другой. Главы церквей увенчаны куполами-луковками, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похожи один на другой.
Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете предание о том, что Москва строилась на семи холмах, так Покровский собор находится на главном холме — Кремлевском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной площади, он является настоящим центром нашей столицы.
А вот еще одна из самых известных достопримечательностей России, которая для многих является символом Москвы. Перед Покровским собором с 1931 г. размещается бронзовый памятник героям России - Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
2. Дом Пашкова — одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлем, на Ваганьковском холме, на возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории Кремля, за кремлевскими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII в. и его считают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан-поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил свое название, а потом он был приобретен в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны — Государственной Российской библиотеке. Архитектором дома считается В. Баженов.
У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине - центральный корпус, а по его краям — боковые флигели, поэтому он имеет вид городской усадьбы. Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус — еще и вазами по периметру крыши и верхней постройкой на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружен богатым садом, в котором был пруд, в позолоченных клетках жили экзотические птицы.
3. Новое здание МГУ — высотное здание, которое было возведено в 1949-1953 гг. группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышев и др.). В то время это было самое высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем составляет 240 м, в нем 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы — на Воробьевых горах. В главном здании МГУ размещается несколько учебных факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в боковых флигелях — общежития для студентов, квартиры для профессора. Главное здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого — звезда с колосьями, ее диаметр -9 м. Чуть ниже - часы, также диаметром 9 м.
Перед зданием МГУ.на площадке Воробьевых гор с видом на Москву-реку, устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому всех, кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.
4. Деревянный архитектурный комплекс размещен на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. И 1966 г. здесь был основан музей под открытым небом, куда привезли большое количество построек из разных районов Карелии - часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером-строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах — уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на специальной доске: «Здание является памятником архитектуры, охраняется государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже стоят на земле несколько исков, — в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца России.
VI. Созданиепроектаздания
Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемое здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.
- Каково предназначение будущего здания?
- Из каких частей оно будет состоять? — Как его можно украсить?
При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.
(Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)
— У кого готов плоский проект его оригинального здания?
— Кто хочет рассказать о нем? (Ответы школьников.) (Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)
VII. Заданиедлясамостоятельнойработы
Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо нарисовать его — то, которое вы сложили из отдельных частей, или новое, какое вам подскажет ваша фантазия.
Материал можете взять любой — карандаши или краски. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.
Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для нее хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках.
(Школьники выполняют задание.)
— Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)
— Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)
— Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.)
— Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)
VIII. Физкультминутка
Пока ваши работы высыхают, проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Дождик, дождик, что ты льешь?
(Четыре хлопка в ладоши.)
Погулять нам не даешь.
(Четыре притопа каждой ногой по очереди.)
Дождик, дождик, полно лить,
(Четыре хлопка в ладоши.)
Нашу землю, лес мочить.
(Четыре прыжка на месте.)
После дождичка на даче
(Ходьба с высоким подниманием бедра.) Мы по лужицам поскачем. (Прыжки на месте через лужицы.)
IX. Завершениеработы
(Школьники завершают работу над рисунками.)
Х. Рефлексия
- Какие здания называют памятниками архитектуры?
- Приведите примеры памятников архитектуры?
- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живем?
- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?
- Чем он вам понравился?
- Что такое фасад?
- Как государство относится к памятникам архитектуры?
- Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании памятников архитектуры?
А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Принадлежности для рисования уберите, воду из-под акварельных красок вылейте.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для аппликации — цветную бумагу, ножницы, клей.