Гудон – крупнейший скульптор 2-ой половины 18 века.
Родился 20 марта 1741 в Версале. Учился у М.Слодца, Ж.Пигаля и Ж.Лемуана. С 1764 по 1768 был стипендиатом Французской академии в Риме; первый успех пришел к нему после создания статуи Св. Бруно для римской церкви Санта Мария дельи Анджели.
По возвращении в Париж скульптор первое время продолжал работать в академических традициях. В 1777 он представил статую Морфей на конкурс на право вступления в члены Академии. Гудон очень быстро выработал собственный индивидуальный стиль, нашедший воплощение в серии блестящих портретов видных деятелей Франции, России и Америки того времени. В 1785 скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона, которая была закончена только в 1792 (Ричмонд, шт. Виргиния). Гудон был членом Института Франции (1796), кавалером ордена Почетного легиона (1804). В годы Империи он продолжал работать, но с 1805 вел только преподавательскую деятельность. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828.
Наивысшие достижения французской скульптуры 18 в. несомненно связаны с жанром портрета, одним из лучших мастеров которого был Гудон. Меткость психологической характеристики и удивительная способность выбирать и обобщать позволили ему создать столь различные образы, как старый Вольтер и дочь скульптора, маленькая Сабина Гудон, Людовик XVI и Дж.П.Джонс.
Творчество Хогарта. Критическая направленность его бытового жанра.
Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 г. посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера «Гудибрас» (1726). Двумя годами позже начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой.
Творчество
В 1730—1731 гг. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 г. Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джона Торнхилла. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна».
Тематика
Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.
Итогом серии таких повествований стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742— 1744 гг.). Сюжет, обычный для Хогарта, был очень злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки, заключённой родителями (картина «Брачный контракт»), молодые быстро понимают, что они чужие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»). Разочарованный супруг проводит время в кутежах с нежелательными последствиями для здоровья («Визит к шарлатану»), а ново явленная «светская леди», разумеется, заводит роман («Будуар графи ни»). Однако заурядная житейская история оборачивается трагедией: в поединке с любовником жены погибает граф («Дуэль и смерть графа»), а незадачливая графиня принимает яд и в мучениях умирает в родительском доме («Смерть графини»).
Сравнительная характеристика творчества крупнейших английских портретистов 2-ой половины 18 века Рейнольдса и Гейнсборо.