Погружение в текст М. Пришвина.
Цели урока
Общие:
1. Направить работу на формирование
· целостного представления о мире во всём его многообразии;
· навыка самообучения и взаимообучения через действие;
· умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения.
2. Организовать комфортную среду для оптимизации процесса обучения на основе взаимообучения.
3. Прививать навыки рефлексии, научить выстраивать на их основе творческие работы.
Частные:
1. Привести учащихся к постижению философской мысли: «В воде отражается окружающий материальный мир, в человеке – мир социальный» через самостоятельный анализ текста М.М. Пришвина «Отражения».
2. Организовать взаимообучение анализа текста на основе следующих способов действия:
· поиск ключевого слова;
· выстраивание словесных рядов;
· составление кластера;
· работа над рисунком, символом.
3. Выработать следующие навыки общения:
· составление диалога;
· словесное поощрение партнёра.
4. Привести учащихся к пониманию того, что весь мир отражается в человеке через мини-сочинение, рисунок, символ.
Оборудование:
1. Текст М.М. Пришвина «Отражения».
2. Карта деятельности ученика.
3. Портрет М.М. Пришвина.
4. Репродукция картин В. Д. Поленова «Заросший пруд», Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
5. Словари орфографические, синонимов, антонимов.
6. Аудиокассета с записью классической музыки.
Содержание урока.
I. Вызов интереса
Слово учителя
— Доброе утро, ребята!
Возьмите в руки зеркала и вглядитесь в своё отражение. Улыбнитесь и скажите себе: «Я здорова, красива! Я просто умница! Дорогая, я тебя очень люблю! Сегодня будет удачный день, всё у меня получиться!» Надо любить себя, быть уверенным в себе, говорить слова похвалы себе каждое утро.(Учащиеся проговаривают)
— Если мы будем смотреть только на себя, не замечая других, то мир для нас будет серым и скучным: ведь «плохо человеку, когда он один». Повернитесь к соседу, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза, сделайте ему комплимент. Что вы увидели? Только черты лица: глаза, губы, нос? А душу человека можно увидеть? Да, в глазах отражается внутренний мир человека. ( Работа в парах)
— Вдвоём хорошо, вдвоём веселей. Но ведь мир – это «я, ты, он, она -вместе целая страна!» Посмотрите в окно. Что такое мир? (Семья, село, республика, Россия, планета Земля).
— Это есть жизнь. А жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле.
— Скажите, в каких видах искусства отражается жизнь? А в каком виде искусства – наиболее полно? (В художественной литературе).
— Сегодня мы обратимся к небольшому тексту талантливого русского писателя М.М. Пришвина.
— Какие рассказы М. Пришвина вам запомнились? Почему?
Рефлексия. Работа в карте деятельности
1) Какой вид работы заинтересовал?
2) Чему вы научились, работая над текстом?
3) Чего вы не приняли, проводя работу?
Результат
— Запишите, достигли вы поставленной цели? Понравился ли текст? Чему можно научиться у Пришвина?
II. Философское осмысление текста.
Слово учителя
— В воде отражается реальный, материальный мир. А может ли в человеке отражаться что-то? (Мир людей, природа и др.)
Составление кластера
Слово учителя
— В каждом из нас отражаются мысли, слова, поступки людей, которые нас окружают, события, которые происходят не только в нашей стране, но и на всей планете.
Работа в парах.
— Какие мысли и слова отразились на вас, на вашем характере?
(Сначала учитель, потом ученики, все 3 пункта).
5. Прослушивание вариантов.
Приложение
Цели урока
Общие:
1. Направить работу на формирование
· целостного представления о мире во всём его многообразии;
· навыка самообучения и взаимообучения через действие;
· умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения.
2. Организовать комфортную среду для оптимизации процесса обучения на основе взаимообучения.
3. Прививать навыки рефлексии, научить выстраивать на их основе творческие работы.
Частные:
1. Привести учащихся к постижению философской мысли: «В воде отражается окружающий материальный мир, в человеке – мир социальный» через самостоятельный анализ текста М.М. Пришвина «Отражения».
2. Организовать взаимообучение анализа текста на основе следующих способов действия:
· поиск ключевого слова;
· выстраивание словесных рядов;
· составление кластера;
· работа над рисунком, символом.
3. Выработать следующие навыки общения:
· составление диалога;
· словесное поощрение партнёра.
4. Привести учащихся к пониманию того, что весь мир отражается в человеке через мини-сочинение, рисунок, символ.
Оборудование:
1. Текст М.М. Пришвина «Отражения».
2. Карта деятельности ученика.
3. Портрет М.М. Пришвина.
4. Репродукция картин В. Д. Поленова «Заросший пруд», Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
5. Словари орфографические, синонимов, антонимов.
6. Аудиокассета с записью классической музыки.
Содержание урока.
I. Вызов интереса
Слово учителя
— Доброе утро, ребята!
Возьмите в руки зеркала и вглядитесь в своё отражение. Улыбнитесь и скажите себе: «Я здорова, красива! Я просто умница! Дорогая, я тебя очень люблю! Сегодня будет удачный день, всё у меня получиться!» Надо любить себя, быть уверенным в себе, говорить слова похвалы себе каждое утро.(Учащиеся проговаривают)
— Если мы будем смотреть только на себя, не замечая других, то мир для нас будет серым и скучным: ведь «плохо человеку, когда он один». Повернитесь к соседу, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза, сделайте ему комплимент. Что вы увидели? Только черты лица: глаза, губы, нос? А душу человека можно увидеть? Да, в глазах отражается внутренний мир человека. ( Работа в парах)
— Вдвоём хорошо, вдвоём веселей. Но ведь мир – это «я, ты, он, она -вместе целая страна!» Посмотрите в окно. Что такое мир? (Семья, село, республика, Россия, планета Земля).
— Это есть жизнь. А жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле.
— Скажите, в каких видах искусства отражается жизнь? А в каком виде искусства – наиболее полно? (В художественной литературе).
— Сегодня мы обратимся к небольшому тексту талантливого русского писателя М.М. Пришвина.
— Какие рассказы М. Пришвина вам запомнились? Почему?
Погружение в текст М. Пришвина.
1) Первое чтение текста (жужжащее чтение).
2) Работа в парах по определению названия текста.
— Какое название более удачное?
— Какое слово в тексте ключевое?
3) Второе чтение текста (учитель читает вслух).
4) Целеполагание (постановка цели).
— Обговаривание цели в парах.
Прослушивание вариантов.
5) Работа в парах «Мои шаги постижения текста»
-- музыкальная пауза --
6) Осознание текста через вопросы:
— Какое слово ключевое? (отражения)
— Почему текст так назван? (тема или идея)
— Какой словесный ряд вы построили? («тропинки»- «вода»-«деревья»- «озеро»-«лес»-«море»-«облако»)
— Как через кластер выразить содержание текста?
Облако подо мной Белые тропинки
Колея с водой
море
Маленькое озеро деревья
лес
— Какие выразительные средства вы заметили в тексте? (эпитет, метафора)
7) Работа над репродукциями картин В.Д. Поленова и Ф. Васильева.
-Какие строки из рассказа Пришвина можно подписать под картинами?