Краткая беседа об истории развития скульптуры.
Ребятам предлагается видеоряд работ, представляющих различные виды скульптуры.
Демонстрация репродукций с изображением скульптур Е. Одиночки и скульптур малой пластики.
Родился 03.10.1960 г. в г. Стижкова (Украина). Участник изобразительной выставки. Закончил Бобруйское изобразительное профессионально-техническое училище (1980), белорусский театральный институт (1988).
· Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о скульптуре. Вспомните
определение термина «скульптура». (Скульптура (от лат. «sси1ро»- высекаю, вырезаю) - вид искусства, основанный на принципе объемного изображения предмета.)
· Какой скульптура бывает по форме? (Круглой и плоской.)
· Плоскую скульптуру называют рельефом. Характерной чертой рельефа является
непрерывная связь изображения с фоном. (Демонстрирую образцы или иллюстративный материал).
После этого ребята определяют вид скульптур.
· Когда выпуклость изображения незначительная, ее называют барельефом, или
низким рельефом. Когда скульптурное изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема – это горельеф.
Художники-скульпторы, как правило, стремятся в своих творениях отобразить объекты реальной действительности в объеме, основные из которых—-люди и животные.
· Назовите материалы, которые использует в своей работе скульптор. (Глина,
пластилин, камень, дерево.)
· На этом уроке мы будем работать с пластилином. Слово «пластилин»
произошло от греческого слова «р1аstos» - «вылепленный», «лепной», «пластичный». Его изготавливают из очищенного и раздробленного порошка с добавлением воска и других веществ, которые мешают высыханию. А маленькие скульптуры, которые мы делаем на уроке, правильнее всего называть малой пластикой.
· Как называются уроки, на которых мы работаем с пластилином? (Уроки лепки.)
· Дерево, как и глина, — один из древнейших материалов. До нашего времени
сохранились деревянные скульптуры, сделанные древними мастерами.
Большими мастерами скульптуры с использованием разных материалов были художники-анималисты И. Ефимов и В. Ватагин («Гепард», «Тигр»).
И. Ефимов, ученик В. Серова и К. Коровина, начинал свою деятельность как живописец, однако известность ему принесли скульптуры. Художника притягивало дерево. Именно из него автор создавал свои произведения. Для своей скульптуры он выбирал цельный кусок дерева, стремился, не нарушив его природную фактуру, выре-
зать задуманный образ животного.
Помимо дерева многие скульпторы выбирают работу с бронзой. Бронза - еще один материал для малой пластики. Этот материал твердый, но поддается ковке, чеканке, а в расплавленном виде - литью.
А. Бембель, например, создал много замечательных произведений, одно из них - скульптурное изображение Николая Гастелло.
Мрамор - также один из предпочитаемых скульпторами материалов. Он может быть самых разных цветов: от белого до черного. Например, скульптура Микеланджело «Давид» сделана из белого мрамора.
· Из каких материалов сделаны скульптуры, находящиеся в нашей местности?
(Ответы детей)
· Назовите авторов этих скульптур.
· Вспомните скульптуры, которые видели в других городах
· Как необходимо обращаться со скульптурами в открытых и закрытых
пространствах? (Ответы детей.)
· Ребята, мы познакомились со многими скульпторами и их работами. И сейчас я
предлагаю вам самим стать скульпторами.
Демонстрация иллюстраций с изображением скульптур малой пластики.
· Рассмотрите иллюстрации с изображениями животных. Обратите внимание на
то, насколько они непохожи между собой, хотя имеют подобное строение тела.
Для того чтобы лепить фигурки животных, сначала нужно брать сведения о них: чем питаются, какой образ жизни ведут, двигаются и т. д.
· Загадываю загадки, отгадав которые дети узнают, кого будут лепить на уроке.
Гладишь — ласкается, Заворчал живой замок,
Дразнишь — кусается. Лег у двери поперек.
(Собака.) (Собака.)
Лежит — молчит. С хозяином дружит,
Подойдешь — заворчит. Живет под крылечком,
Кто к хозяину идет, В дом чужого не пущу,
Она знать дает. Без хозяина грущу.
(Собака.) (Собака.)
· Чтобы понять, какую пользу приносит собака, проанализируем произведение А.
Пластова.
Анализ репродукции картины.
· Опишите картину А. Пластова «Фашист пролетел». (На картине изображен
убитый мальчик, который пас коров, а рядом с ним - собака. С левого края картины изображены пасущиеся коровы, а рядом с ними - убитые из пролетевшего фашистского самолета.)
· Опишите собаку, изображенную на картине. (Это собака охотничьей породы;
белая с черными пятнами и черной мордой.)
· Опишите положение собаки. Какое оно? (Она сидит на задних лапах, передними
упирается в землю, что создает ей опору, голова поднятавверх.)
· Почему ее голова поднята вверх? (Она смотрит на улетающий самолет, воет,
показывая этим свою боль, «протест», переживания.)
· Что вы скажете о происходящем? О собаке? (Собака не покинула мальчика, она
настоящий друг.)
4. Анализ строения собаки (на примере игрушек, рисунков, фотографий, литературных произведений).
· Ребята, прослушайте стихотворение, обратите особое внимание на строки, в
которых говорится о породах собак, представьте себе, как вы должны будете слепить определенную породу собаки.
Такса-плакса
Расскажу вам странный сон,
Снился мне под утро он,
Будто я зашел в один
Продуктовый магазин.
У прилавка - Долматин,
В шляпе, словно господин.
Соблюдает пес диету -
Нос воротит от котлеты,
А купил себе кефир
И в стаканчике пломбир.
У соседнего прилавка
Очень маленькая Шавка,
Звонко лает продавщице,
Что нужны ей только чипсы!
Рядом с нею Доберман,
Заплатив, кладет в карман:
Две сосиски, сервелат,
В банке крабовый салат.
А в авоську – огурцы
И мясные голубцы.
Забегает шустро Лайка -
Хвост колечком.
Лает: «Дай-ка»
Мне печенье «Курабье»
И коробку «Монпансье».
Вслед за нею входит такса
Ах, какая Такса плакса!
В магазин, когда входила,
Хвост дверями прищемила.
Долго Такса голосила,
По-собачьи значит выла.
Тотчас все разволновались,
Угостить ее старались:
Подбежал к ней Доберман,
Сунул лапу ей в карман:
Подает ей сервелат,
В банке крабовый салат,
Из авоськи – огурцы
И мясные голубцы.
Шавка чипсы подает,
Такса чипсы не берет.
Съела только сервелат
(Доберман был очень рад).
Важный толстый Долматин -
Тот, что в шляпе господин, -
Прячет впрок свою диету.
Но не сводит глаз с котлеты.
Никого не замечает,
Лапой пасть прикрыл – зевает.
А потом, слизав пломбир,
Выпивает и кефир.
Плюнув на свою диету,
Покупает пес котлеты,
Кинув в пасть - котлеты нету!
И пятнистый «господин»
Покидает магазин.
Тут собакам объявили:
«Магазин уже закрыли,
Приходите завтра; ждем!».
Все пролаяли: «Придем!».
Я проснулся – никого!
Нет здесь пса ни одного.
Где же Шавка, Долматин-
Толстый в шляпе господин?
Где же Такса, Доберман?
Где его большой карман?
Сон мой тает, тает, тает.
Рядом кот лежит, зевает.
(Н.Майер)
Подготовленные дети читают фрагменты из стихотворения.
1-ый ученик: У прилавка – Долматин,
В шляпе, словно господин
2-ой ученик: У соседнего прилавка
Очень маленькая Шавка.
Звонко лает продавщице,
Что нужны ей только чипсы!
3-ий ученик: Забегает шустро Лайка –
Хвост колечком.
4-ый ученик: Вслед за нею входит Такса
Ах, какая Такса плакса!
· Рассмотрите изображения скульптур собак. (Демонстрация игрушек, рисунков,
фотографий и т. д.)
· Обратите внимание на туловище овальной формы, вытянутую мордочку, уши,
хвост и т. д,