Обратите внимание на зеркало в правой части зала.
Прочитайте выдержки из работы современных литературоведов «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» (Ю. И. Левин , Д. М. Сегал , Роман Тименчик , Владимир Топоров , Т. В. Цивьян):
«В лирике акмеистов «особенно значительны взаимные цитаты, переклички, ссылки, намеки Ахматовой из Мандельштама (а также Мандельштама из Ахматовой). В ряде случаев они аранжируются в виде диалога так, что у исследователя есть право говорить о некоем общем тексте, построенном как последовательный ряд двойных зеркал, через которые проводится тема. Существенно то, что в этой системе сказанное одним поэтом отражено как бы с переменой авторства в зеркале другого поэта.
Так накапливается общий фонд тем, образов, словесных ходов, на основе которого велся многолетний поэтический разговор <…>.
Характерно, что пушкиноведческие работы Ахматовой в значительной степени построены именно на исследовании цитации у Пушкина и ее связи с текстом в целом и с тем, что находится вне текста. Открытия Ахматовой в этом направлении имеют исключительное значение как для понимания творчества Пушкина, так и для проникновения в суть сходных приемов в поэзии самой Ахматовой (ср. то же самое в отношении литературоведческих работ Мандельштама и особенно “Разговор о Данте”*)»
*Данте Алигьери(1265-1321) – итальянский поэт эпохи возрождения.
Прочитайте фрагмент из статьи А.Гениса «Мандельштам и органическая эстетика»:
«…эстетику Мандельштама венчает представление о художественном произведении, преодолевающем дискретность мира за счет того, что каждая часть в нем представляет целое»
На основе прочитанного ответьте на вопрос:
Что символизирует зеркало, висящее в зале на стене? Как оно связано с мировосприятием и отношением к творчеству и мировой культуре поэтов- акмеистов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте стихотворение Сергея Городецкого.
Адам
Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы. И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. 1913 1) Кто такой Адам, персонаж библейских сказаний? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2)Каким настроением проникнуто стихотворение?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________3)Обладают ли слова, которые использует С.Городецкий в стихотворении, определенным и точным значением? Или их значение расплывчато и многозначно?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Течение «акмеизм» имело и другое название – «адамизм».
С. Городецкий писал: «…этот новый Адам пришел не на шестой день творения в нетронутый и девственный мир, а в русскую современность. Он и здесь огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуиа». В чем С.Городецкий видит сходство поэта-акмеиста с Адамом? (Аргументируйте ответ)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наведите курсор на «Зал футуризма» так, как показано на рисунке. ![]() |
ЗАЛ ФУТУРИЗМА
Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа.
46.Слово «футуризм»(от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста...» (1909г.) итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристы заявили о себе как о создателях нового искусства – искусства технического века.
К какому времени относится расцвет футуризма в России? ________________годы.
47.Футуристы были убеждены, что весь мир пронизан искусством, и сам мир представлялся им как аналог грандиозной сценической площадки. С какими общественно-политическими тенденциями и историческими событиями связано возникновение футуризма в России? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________
48. Серебряный век – эпоха творческих экспериментов. В это время возникало много футуристических групп, представители каждой излагали свои взгляды в эстетических манифестах и теоретических трудах. Укажите фамилии футуристов, которые относились к той или иной группе:
«Гилея», Москва | |
«Центрифуга», Москва | |
Эго-футуристы, Петербург | |
Имажинисты, Москва |
49.В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Кто из поэтов-футуристов был по образованию художником?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
50. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Кубисты – художники, которые отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы; подчеркивали изначальное сходство всех изображаемых предметов, состоящих из одних и тех же первоэлементов. 1)Посмотрите на картину кубиста Натана Альтмана, написанную в 1914г. Какая известная поэтесса изображена на картине (ее творчество представлено в Зале акмеизма)? _________________________________________________________ 2)Какие геометрические фигуры явственно проглядывают сквозь изображение? ______________________ 3)В чем особенности этой картины? (цвета, линий, прорисовки деталей) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ![]() |
51.Изучите экспозицию зала. Футуристы были сторонниками синтеза различных искусств, «визуальной поэзии». Как вы понимаете, что это означает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
52.Какие особенности оформления книг и афиш футуристов вы можете назвать (особенности цвета, шрифта, изображений, форм и линий)? ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ | ![]() |
53. Как назывался манифест футуристов, выпущенный в 1912 году? __________________________________________________________________
Прочитайте его.
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. <…> Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори невиданных красот? <…> Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым (Соллогуб, Кузьмин вместо Сологуба и Кузмина — это так называемые «опечатки неуважения», сознательно сделанные авторами манифеста), Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Москва, 1912. Декабрь. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников. |
54.Как относились футуристы к традициям и культуре, существующей до них? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
55.Проявляли ли футуристы уважение к современникам, не разделявшим их взгляды?Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
56.С какими положениями манифеста вы можете согласиться, а с какими – нет? (свой ответ аргументируйте) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
57. Как, по вашему мнению, реагировала общественность на манифест футуристов и названия их сборников («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Танго с коровами»)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
58.Как вы считаете, предвидели ли футуристы такую реакцию? ______________________________________________________________________
59. Для чего они эпатировали публику? ______________________________________________________________________
60. В чем состоит различие в отношении к культурному наследию акмеистов и футуристов? ______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
61. Прочитайте стихотворение А.Крученых и ответьте на вопросы.
1)Сам Алексей Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина".Согласны ли вы с А.Крученых? ____________________________________________________ ____________________________________________________ 2)Есть ли какой-то определенный смысл в этом стихотворении? _____________________________________ 3)Давид Бурлюк: «..Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике».Как вы понимаете это высказывание? ________________________________________________________________________________________________________ 4)Что было главным для А.Крученых – содержание стихотворения или его форма? ________________________________________________________________________________________________________ | В 1913г. скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр – бул – щыл...": Дыр – бул – щыл Убещур Скум Вы – со – бу Р – л – эз |
62. Прочитайте стихотворение И.Северянина и ответьте на вопросы.
1)Каким техническим достижениям нового века отдает дань Игорь Северянин в своем стихотворении? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 2)Каким настроением проникнуто это стихотворение? _____________________________________ _____________________________________ 3)Какое впечатление о скорости развития современного футуристам мира возникает после прочтения стихотворения? ________________________________________________________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915Петроград |
63.Как называются слова, появившиеся в языке недавно и обладающие ощутимой свежестью для носителей языка? ______________________________________________________________________
64.Выпишите такие слова из прочитанных стихотворений И.Северянина (3 слова) и А.Крученых(5 слов): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
65.Внимательно посмотрите на картины, висящие на стенах. Какая из них могла бы послужить иллюстрацией к стихотворению «Увертюра» Игоря Северянина? Сделайте скриншот этой картины и разместите его чуть ниже:
___________________________________________________________________
66.Почему вы выбрали именно эту картину? Какие образы связывают ее со стихотворением И.Северянина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
67. Сравните «Увертюру» Игоря Северянина и стихотворение «Дыр-бул-щыл» А.Крученых. В чем состоит главное различие между ними?____________________________________________________________________________________________________________________________________________68. Сделайте вывод: можно ли сказать, что для всех футуристов было свойственно полное отрицание традиций и создание принципиально нового в поэзии? Или же каждый поэт в разной степени воплощал в творчестве эти установки?(аргументируйте свой ответ)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________