Выбор изобразительного мотива
Сирин - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже, скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках.
Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.
Алконост (алконст, алконос) - в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку (языческие символы-обереги), при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно, с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.
Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. Согласно другим поверьям, обе птицы прилетают в сад Ирий накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Известными сюжетами русского православного лубка являются отображения сладкоголосых полуптиц-полудев
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
И.Я. Билибин посвятил всю свою творческую деятельность русской сказочной теме
В усадьбе Абрамцево находится знаменитая Скамья Врубеля. Считается, что эта "Скамья", или "Диван", как ее еще называют - лучшая работа Врубеля в области керамики. Недалеко от здания студии керамической мастерской она стоит над обрывом, отделанная изразцами ручной работы, изготовленными тут же в мастерской.
В русской домовой резьбе так же зачастую можно встретить этих райских птиц
Крыльцо дворца царя Алексея Михайловича украшено изображением птицы Сирин.
Изображения Сирин и Алконост представлены в ПРИЛОЖЕНИИ С Изобразительные аналоги
Эскизирование
Проектирование изделия обязательно состоит из нескольких этапов:
а) Сбор материала
Важным условием успешного выполнения работы является правильный подбор и изучение материалов, отражающих содержание излагаемой темы. “Материал по теме” - это то, что создавали по данной теме (или близкой тематике) художники, скульпторы, ремесленнки разных эпох. Найденные материалы помогают определиться с видом будущего изделия, почерпнуть вдохновения у мастеров, тщательно проработать некоторые детали своего изделия.
Использование большого количества иллюстративного материала, умение выделить из многообразной информации суть, которая станет основой для воплощения проектной деятельности – залог успешной творческой работы у начинающего художника.
б) Графические эскизы
Цель эскиза — максимально точно проработать будущее изделие на бумаге, не тратя драгоценное время на переделку изделия, а также мы можем, соблюдая общую концепцию, разработать и представить всю коллекцию. Самое важное в любом изделии — это композиция, а работая без предварительных набросков, ее решить достаточно сложно, эффектность изделию придаст грамотное соотношение масс, линий и форм.
Средствами для выполнения эскизов могут служить любые художественные материалы. От работы простым карандашом до работы гуашью по темной бумаге. Часто в эскизировании используются смешанные техники, например, акварельная отмывка и проработка пером и тушью. Самой выигрышной техникой является акварельная отмывка, в ней выполняется большинство эскизов.
При эскизировании были достигнуты важные цели: композиционное построение изделия, соотношение размеров, лаконичность.
в) Эскизы в цвете
Эскизы в цвете – так же немаловажная часть работы. Именно на этом этапе происходит проработка гармоничного колорита.
г) Графический проект
Графический проект ювелирного гарнитура выполнен на планшете размера 540х780мм. Чертёж и отрисовка изделия выполненные грифельным карандашом ТМ и отмывка выполненная тушью и акварелью «Невская палитра» показывают реальные размеры и цвет будущего изделия.
Эскизы графические и цветные представлены в ПРИЛОЖЕНИИ D. Проектирование.