С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения.

ЕГЭ. Русский язык. Задание 26.

С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения.

Отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1. вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;

2. основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;

3. заключение, в котором подводится итог.

В психологии известен так называемый закон края, суть которого заключается в следующем: лучше всего усваивается то, что дается в начале и в конце сообщения. Следовательно, вступление и заключение – это очень важные элементы композиции сочинения. Подробно рассмотрим каждый из них.

С чего начать?

Начало сочинения вызывает немало трудностей у старшеклассников. Начало сочинения – это ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. За безликим началом, как правило, следует такое же примитивное продолжение.

Каким же должен быть зачин?

Подвести к формулировке проблемы можно различными способами.

Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня. Когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящён проблеме экологии…

Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причём зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

Обратитесь к читателю, напоминая ему определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесённых в торжественных ситуациях и обращённых к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдоровой.

Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряжённого ожидания.

Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?..Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.

Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определённое чувство.

Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много тёплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности человека? Над этой проблемой размышляет автор…

Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста.

Прочитал текст и задумался… Два камня…Две судьбы…Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался всё тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», - скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше – отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своём героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?

Чем закончить?

Как правило, заключение пишется в тот момент, когда времени до конца экзамена осталось немного. Часто пишущий начинает нервничать, опасаясь, что не успеет переписать текст начисто, и обрывает сочинение на полуслове. Конечно, такая работа ущербна с точки зрения композиционной целостности, а значит, не получит максимального балла по этому критерию.

Основное требование к заключительной части сочинения может быть сформулировано так: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

Итак, какой может быть заключительная часть сочинения?

1. Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора. Это самый распространённый вид заключения: вернитесь к основной мысли автора, выразив её своими словами, чтобы не было впечатления простого повторения одного и того же.

…Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

Использование цитаты.

Обычно педагоги не советуют ученикам заканчивать сочинение цитатой. Сложность заключается в том, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Лучше использовать небольшой фрагмент, словосочетание, которое содержит ключевые слова текста.

…Подводя итоги, хочу сказать, что искусство откроет свои тайны человеку, который способен не только думать, но и чувствовать, сопереживать. Именно такой читатель, зритель или слушатель сможет познать «радость узнавания», о которой пишет автор.

Открытый финал.

Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно, чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное. Имейте в виду, что предыдущая часть действительно должна давать исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме, иначе такой финал оставит впечатление незавершённости.

…Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя чинопочитание, лицемерие, преклонение перед начальством. И всё же эти явления – неотъемлемая част нашей жизни. Они были, есть и будут. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?..

ЕГЭ. Русский язык. Задание 26.

С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения.

Отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1. вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;

2. основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;

3. заключение, в котором подводится итог.

В психологии известен так называемый закон края, суть которого заключается в следующем: лучше всего усваивается то, что дается в начале и в конце сообщения. Следовательно, вступление и заключение – это очень важные элементы композиции сочинения. Подробно рассмотрим каждый из них.

С чего начать?

Начало сочинения вызывает немало трудностей у старшеклассников. Начало сочинения – это ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. За безликим началом, как правило, следует такое же примитивное продолжение.

Каким же должен быть зачин?

Подвести к формулировке проблемы можно различными способами.

Наши рекомендации