Натюрморт, пейзаж и жанровая живопись малых голландцев

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА

Наибольшее значение в культуре Голландии 17 в. имела живопись. Картины приобретают самые широкие слои населения — не только дворяне и представители крупной буржуазии, но и небогатые бюргеры, ремесленники, даже зажиточные крестьяне. Голландский живописец работает преимущественно на рынок; он такой же продавец своего товара, как купец или ремесленник. Формально голландский художник свободен в своем искусстве, но рыночный спрос, отражавший вкусы господствующего класса, предопределял зависимость художника от буржуазного общества. Главное достижение голландского искусства XVII в.—в станковой живописи.Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Малые голландцы. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть, и за то, и за др. Этапы гол живоп:1)становл 1609-1640.2)расцвет 1640-1660.3)кризис и упадок-посл треть 17.

Особое место среди жанристов первой половины 17 века занимал Питерван Лар (1592/95—1642). Лар создал тип небольшой по размерам жанровой картины, в которой бытовые эпизоды развертываются на фоне городского или сельского итальянского пейзажа. Он пишет нищих около римской церкви, крестьян, играющих в народную игру (картины в Дрездене), крестьянку, заснувшую во время работы «Заснувшая прядильщица». Ян Вермер (Вермеер, Вер Мэр) родился в Дельфте.

Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки.

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Здесь, как и в ряде других произведений Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.ми Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день. Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс). Художник смотрит на родной город в летний день после дождя.

Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600—1670). Ян ван Гойен - автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах. Он избегает распространенного прежде кулисного построения; горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали теряются в тумане. например «пейзаж с конькобежцами» - изображен замерзший канал, - почти три четверти поверхности автор отдал изображению неба — облачного, зимнего северного неба.

Такое композиционное решение хорошо передает равнинный характер местности. Гойен любит изображать серые, пасмурные дни, когда воздух насыщен влагой, а надувающий паруса ветер гонит низкие облака («Вид реки Вааль у Неймегена»). Колорит его картин выдержан обычно в единой коричневато-серой тональной гамме. Близки к полотнам Гойена по |правдивой передаче голландской природы и по живописному решению более умиротворенные по своему настроению пейзажи Саломона ван Рейсдаля («Переправа на пароме» в Эрмитаже). Голландские мастера явились фактическими создателями натюрморта как самостоятельного живописного жанра; ни в одной стране этот жанр не получил такого распространения, как в Голландии. В отличие от фламандских мастеров натюрморта, изображавших в своих огромных, декоративных по красочному звучанию полотнах все изобилие даров природы, голландские живописцы создали натюрморт интимного характера. Выбирая немногие скромные предметы, они умеют в их сочетании, сопоставлении, композиционной группировке, в фактурных особенностях передать ощущение внутренней жизни этих вещей, неразрывно связанной с жизнью человека. Из мастеров натюрморта крупнейшими живописцами раннего периода были Виллем Хеда (Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом»)

Только морским пейзажем (мариной) занимался ЯН П О Р С Е Л Л И С .Пауль Поттер-пишет пейзажи и помещает туда животных.*Собака на цепи.Натюрморт(стиллайф). Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой часто изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм, изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка»-светл произв,открыт прост-во.Минимальн сюжеты.Индивидуальн образы обощены.Осн тума-спокойн движ жизни.Вр остановилось, «Дворик»)..

47. Реализм в творчестве Рембрандта

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизньчеловека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности ипротиворечивости. Как исторический живописец, он претворил далекие античныеи библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальныхземных человеческих чувствах и отношениях.Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта кобщеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени,

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим иДругие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночьютело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. . Художник вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее.

Три главных момента легенды — снятие с креста,обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различнымиисточниками света.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которыепроизошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены,оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»—большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитогопроизведения мастера.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная». На создание образа Данаи, легендарной греческойцаревны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели отруки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенныйпервоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини.

Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени телоДанаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся вДанаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины ивторой половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины осталисьтакими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующегопериода аккуратным, рисующим мазком.

«Даная», таким образом,—наглядный конкретный примерстановления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо кзрителю. Светом выделены лицо и кисти рук.

В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать какзавещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатствоми разнообразием живописных и технических приемов, которые выработалхудожник за долгие десятилетия творчества.

прячущего лицо на груди отца,— составляетглавное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застылиневольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминирую тзолотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона прибесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудногосына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри.

Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера.

Наши рекомендации