Храмовая и гражданская архитектура Древнего Рима
В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры.Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена.
Все же римляне строили храмы из уважения к богам. В целле римского храма, как в греческом храме, находилась статуя бога. Строгому дорическому стилю римляне предпочитали более изящный ионический и коринфский ордер, а также композитный ордер, в котором сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн — стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами
Некоторые небольшие римские храмы, например, Мезон Карре в Ниме, гексастиль портик с 6 колоннами превосходно сохранились благодаря своей прочной конструкции с цилиндрическим сводом. Интерьер таких небольших храмов был чрезвычайно простым: комната с гладкими стенами и кессонированным потолком, в центре возвышалась статуя бога, которому был посвящен храм. Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля.
Интерьеры больших храмов, ныне лежащих в руинах, значительно сложнее. Так, к примеру, в храме Венеры и Ромы в Риме (135 г. н.э.) было два зала; вдоль боковых стен шли ряды колонн, в промежутках между которыми располагались декоративные ниши; в каждом зале была перекрытая полукуполом апсида, по всей вероятности, в ней помещались статуи богов.
Самый известный римский храм — грандиозный и, к счастью, прекрасно сохранившийся храм всех богов Пантеон (ок. 118-128 гг. н.э.) Это ротонда диаметром 43,5 м, увенчанная куполом. Портик с фронтоном поддерживают восемь колонн коринфского ордера. Два дополнительных ряда колонн по четыре колонны в каждом фланкируют великолепный бронзовой портал (сохранились не только подлинные двери, но даже дверные петли). Стены толщиной 6,3 м расчленены глубокими нишами с коринфскими колоннами, где когда-то стояли статуи богов. Общая высота храма равна его диаметру, при этом высота нижней части цилиндра соответствует высоте купола. Внутри храма стены разделены на два яруса — нижний с коринфскими колоннами и пилястрами, и верхний с ложными окнами. На куполе пять рядов кессонов, уменьшающихся по направлению к центру купола. Единственным источником света является круглое окно в центре купола (окулюс). Купол сделан из бетона, его толщина у окулюса — 1,5 м, по направлению к основанию она увеличивается. Это необходимо для правильного распределения сил тяжести и распора. Стены из кирпича и бетона внутри и снаружи облицованы камнем.
По мере того как Римская империя расширялась, римские постройки становились все более сложными и замысловатыми. Римские культовые сооружения такие, как храмы в Баальбеке, Ливан, и Пергаме, Турция, отличались сложными и богато украшенными интерьерами. Так, внутри храма Венеры в Баальбеке находится еще один храм меньшего размера.
Светские постройки
Римская базилика — основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архитектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участники которых собирались в центральном нефе (неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля);
Боковые нефы, отделенные аркадой, сообщались с центральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота центрального нефа, что позволяло делать огромные окна. Каменные стены базилики поддерживали деревянную крышу.
у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем - многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инсула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища - «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. Инсула Аракоели На сегодняшний день эта инсула считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме
Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через, входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму - главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые).
В богатых домах имелся ещё перистиль — дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями. Причем различались триклинумы летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах.
В то время как средиземноморский климат едва ли требовал дополнительного обогрева, кроме угольных жаровен, жители районов к северу от Рима нуждались в защите от зимних холодов. Еще дальше на север, там, где проходила стена Адриана, считавшаяся границей Римской империи, в Британии, римляне строили дома (виллы), которые дают нам возможность изучать существовавшую тогда систему отопления. Каменный пол был приподнят над землей на небольшую высоту с помощью подпорок из кирпича или камней. Под полом находился дымоход, соединенный с очагом. Когда в очаге зажигали огонь, дым выходил через подпол, одновременно отапливая дом; та же система применялась для обогрева римских терм. Пол нагревался до средней температуры. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.
.