Поздний классицизм (Александровский классицизм.)

А Захаров

с именем этого русского зодчего связано другое выдающееся произведение архитектуры александровского классицизма - здание Главного Адмиралтейства (1806-1823) Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города.Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Несколько позднее, после работ К. Росси и О. Монферрана в период «русского (петербургского) ампира», окончательно сложился не имеющий аналогов в мире «Ансамбль Трех площадей» центра Петербурга. Параллельно невскому течению слились воедино Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площадь, а центр трехлучевой планировки города, намеченный П. Еропкиным
Казанский собор архитектура

восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, а к высокому "римскому" Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир ("имперский").
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами —, что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн.

Искусство греческой архаики

__________________________________________________________________________________

Период VII-VI вв. до н.э. - период архаики - время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.

АРХИТЕКТУРА:

Поздний классицизм (Александровский классицизм.) - student2.ru В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой для всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни. Простейший тип архаического храма - храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен - антами - на фасаде были помещены две колонны. Простиль (от греч. pro - впереди и stylos - колонна) - более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль (от греч. amphi - с обеих сторон) имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н.э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкции и пропорций.

В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей - ордер (от лат. ordo - ряд, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский ордер (в эпоху классики), близкий к ионическому. Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.

Каменное основание дорического храма-периптера - обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой - стилобатом - служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада. Нaoc освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки - каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса). Капитель колонны состояла из эхина - круглой каменной подушки и абака (абаки) - квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие - так называемый антаблемент. В свою очередь, антаблемент складывался из архитрава - балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники - так называемые фронтоны. Метопы и фронтоны заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н.э.).

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны фронтонов (т.е. их внутреннее поле) и триглифы - обычно синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко "читался" силуэтом на фоне неба.

Дорический ордер явился выражением самых передовых художественных идей своего времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.

СКУЛЬПТУРА:

Сложным путем шло развитие архаической скульптуры. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Поскольку на состязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей - куросы, которые долго называли архаическими аполлонами. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка"; глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи,

Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов. Рельефные изображения исполнялись на надгробных плитах - стелах.

Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в изображении женской фигуры - проблема задрапированного. Такие фигуры назывались корами (от греч. kore - дева). Чаще всего их находят около Афин, так как обычно коры изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой - хитонами и пеплосом - возможно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, "архаическая улыбка" еле обозначена.

Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Лица куросов и кор не индивидуализировались, моделировались обобщенно.

Как в напряженных колоннах и их могучих формах, так и в скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но всеобъемлющие. Особенно важные события изображались натреугольной формы фронтонах. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты - метопы. В ионических непрерывная лента фриза позволяла представить многофигурные динамические сцены. Сущность этих скульптурных композиций заключалась не только в декоративности и сюжетной повествовательности, но прежде всего, как и в общем облике архаического храма, в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные, злые силы. Особенно часто поэтому изображались схватки богов и героев со страшными чудовищами, показывалась борьба, созвучная напряжению архитектурных форм.

Поздний классицизм (Александровский классицизм.) - student2.ru <<<---- Лучше других выдержали испытание временем изваяния дорического храма Артемиды на острове Корфу.На его рельефах представлено несколько тем. В центре - побежденная Персеем горгона Медуза. Справа - битва олимпийцев с гигантами, слева - эпизод из Троянской войны. Разносюжетные сцены объединяет идея борьбы, охватившей все сферы мира.

Сохранились некоторые фронтонные композиции и храмов, стоявших в архаические времена на Акрополе Афин. Одним из древнейших считают изображение Геракла, побеждающего лернейскую гидру. Геракл, борющийся с морским чудовищем тритоном, на другом акропольском храме - Гекатомпедоне - показан пригнувшимся и прижимающим врага к земле. К этому же храму относят изваяние тритопатора - доброго демона с тремя человеческими туловищами. На мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась раскраска, волосы на голове и бороде - синие, глаза - зеленые, уши, губы и щеки - красные. Плотные слои краски скрывали шершавость известняка (пороса).

ВАЗОПИСЬ:

В VII в. до н.э. живопись заполняет поверхность сосуда, как ковром. Подобный стиль обычно называется ориентализирующим, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.

В конце VII в. до н.э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному: черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не "ковром", горизонтальными полосами, а свободно размещались на поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике Афин, особенно в VI в. до н.э., появляется множество сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н.э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная: фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком. Традиционно мифологические сцены все чаще сменяются более живописными, "живыми", динамичными жанровыми сценами (мастера Евфимид, Бриг, Евфроний). Знаменитая "Ваза с ласточкой" Евфрония конца VI в. до н.э. хранится в Эрмитаже (см. цветную вклейку).

Наши рекомендации