De vi per disciplinam colenda
О пути дисциплины
Рассмотрим несвободы из-за холодного климата: человек должен иметь убежище и добывать пищу тяжелым трудом. Но он становится сильнее в борьбе с Элементами, его духовная сила растет, и таким образом он превосходит тех, кто живет в теплых странах, где физические потребности удовлетворяются без усилий. Подумай также о том, кто хочет преуспеть в быстроте или в битве, — он отказывается от желаемой пищи и от естественных для него наслаждений, подчиняясь суровым приказам учителя. Так, в конце концов, через эту зависимость он обретает свою Волю.
Таким образом естественное или добровольное ограничение приводит каждого к великой Свободе. Это общий закон биологии, ибо любое развитие является структурированием; то есть, ограничением и специализацией изначально неопределенной протоплазмы, которую ученые также называют свободной.
DE ORDINE RERUM
О порядке вещей
Каждая клетка, подчинена общему физиологическому регулированию, и оно не беспокоит нас, если каждая часть структуры явно удовлетворена. Но нам следует позаботиться о том, чтобы они выполняли свои функции, поскольку гибель даже нескольких клеток или беспокойство может вызвать гибель всего организма. Их жалобы, на которые мы называем болью, являются предупреждением об опасности. Участь многих клеток — быстрая смерть, это их предназначение, и поэтому не вызывает беспокойства. Если бы гемоглобин сопротивлялся кислороду, тело бы погибло, и гемоглобин вместе ним. Сын мой, поразмышляй над этим, систематизируя мир в соответствии с Законом Телемы. Ибо каждый индивидуум должен в совершенстве выполнять свою функцию и довольствоваться этим, считая свои обязанности необходимыми и священными, и не завидовать другим. Ибо Свободную Страну можно создать только тогда, когда Воля направляется исключительно на благо всех.
DE FUNDAMENTIS CIVITATIS
Об основах гражданства
Не думай, о, сын мой, что таким образом я ограничил свободу личности. Каждый человек в такой стране будет выполнять свою истинную Волю, поддерживая порядок, необходимый для всеобщего благополучия, и потому необходимый для него самого. Знай, что высокий уровень достатка нужен для того, чтобы у каждого оставались силы свободное время. Таким образом, физиологические потребности человека удовлетворяются через выполнение его обязанностей в государстве, а оставшуюся энергию он может направить на удовлетворение других частей своей Воли. Поскольку часто люди не образованы и не понимают наслаждения, пусть их обучают Искусству Жизни; готовить аппетитную и полезную по своему вкусу, шить разнообразна одежду по своему желанию и практиковать Искусства Любви. Эти вещи надо обеспечить в первую очередь, и далее они устремятся к высотам поэзии и прозы, музыки, рисования и скульптуры, и к области Разума и его ненасытной жажде знаний. Так пусть же они воспарят!
DE VOLUNTATE IUVENUM
О свободе детства
О, сын мой, сколь долгим было отступление от моей темы о детях; но оно было крайне необходимым, чтобы ты понял ограничения и пределы истинной Свободы. Истинная Воля человека не может вести к его к гибели или к гибели его товарищей; также истинной Свободой не может быть то, что сделает его зависимым. Поэтому знай, что всегда главной частью Воли любого ребенка является расти здоровым, и его опекуны должны пресекать его попытки по незнанию навредить себе, предостерегать его от причины всех бед, незнания, как-то было сказано ранее. Также знай, что частью Воли ребенка является развивать все возможности разума; поэтому опекуны должны бороться с вялостью, которая мешает этому. Но здесь требуется величайшая осторожность, и лучше всего действовать, возбуждая естественное любопытство и удовлетворяя его, чем заставлять делать что-то, хотя иногда последнее может быть явно необходимо.
DE MODO DISPUTANDI
И о методе рассуждений
Далее, в общении ребенка есть один наиболее важный вопрос, о котором я расскажу тебе далее в свете нашего Священного Опыта на Пути Истины. Он заключается в том, что поскольку истинной мысли не существует, любое утверждение в некотором смысле ложно. Даже в море чистого здравомыслия можно сказать, что любое мнение в некотором смысле спорно. Поэтому в каждом, даже простейшем случае ребенка следует обучать не только тезису, но и его противоположности, оставляя решение на усмотрение и понимание ребенка и его опыт. Но более всего остерегайся попыток пристрастить его ум к тем вещам, что находятся вне области очевидных и неоспоримых фактов. Помни, что если ты абсолютно уверен в чем-то, также абсолютно уверены были те, кто учили молодого Коперника. Относись с уважением также к тем неизвестным, кому ты хочешь сообщить знания, ибо они могут быть гораздо осведомленней тебя.