Основные даты жизни и творчества андрея рублева и его церковного прославления
Около 1360 — родился в средней полосе России.
1370–1390-е — учился и работал в дружине московских художников.
До 1405 — принял монашество с именем Андрей, жил в московском Спасо-Андроникове монастыре.
1405 — совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
1408 — вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Около 1408 — написал иконы, получившие впоследствии название Звенигородского чина.
Между 1422 и 1427 — совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда же написал икону «Троица».
1427–1430 — создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.
1430, 29 января — скончался и погребен в Спасо-Андроникове монастыре.
1551 — постановление русского церковного собора («Стоглав»), объявление иконы Андрея Рублева образцом для художников.
XVI век — местное почитание Андрея-иконописца как святого в Спасо-Андроникове монастыре.
1646 — первое печатное упоминание его имени.
Конец XVII века — глава в рукописном «Сказании о святых иконописцах», посвященная Андрею Рублеву.
1960 — всемирное празднование по решению ЮНЕСКО 600-летнего юбилея Андрея Рублева.
1988 — канонизация Собором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева «на основании святости жизни и подвига иконописания» и установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Грабарь И. Э. Андрей Рублев. — В кн.: Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966.
Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1943.
Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960.
Прибытков В. Рублев. М., 1960.
Демина Н. А. Фрески Андрея Рублева во Владимире // Декоративное искусство. 1960. № 8.
Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.;Л., 1962.
Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей / Под ред. М. В. Алпатова. М.,1971.
Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
«Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1981.
Житие преподобного Андрея Рублева. — В кн.: Канонизация святых. Поместный собор Русской Православной Церкви, Троице-Сергиева лавра, 1988.
Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000.
Плугин В. А. Мастер «Святой Троицы». Труды и дни Андрея Рублева. М., 2001.
Осташенко Е. Я. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005.
Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2007.
Примечания
Подробнее см.: Евсеева Л. М. Из истории Музея имени Андрея Рублева // Древнерусская живопись в музеях России. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. С. 9–22.
(обратно)
Евсеева Л. М. Из истории Музея имени Андрея Рублева… С. 22–29. См. также: Гусева Э. К. Дёмина Наталья Алексеевна // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 509–510.
(обратно)
Сергеев В. Н. Дорогами старых мастеров. М.: Библиотека журнала «Молодая гвардия», 1982.
(обратно)
См.: Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1983.
(обратно)
Гуминский В. М. Непрерывность жизни духа // Наш современник. 2010. № 10. С. 275–286.
(обратно)
Евсеева Л. М. Из истории Музея имени Андрея Рублева… С. 19–20.
(обратно)
Евсеева Л. М., Сергеев В. Н. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Путеводитель. М.: Советская Россия, 1971.
(обратно)
Сергеев Валерий. Сердечный поклон // Селезнев Юрий. Память созидающая. Литературно-критические статьи. Воспоминания о Ю. И. Селезневе. Краснодарское книжное издательство, 1987. С. 242–254; он же. Кожинов и другие // Вадим Кожинов. Сто рассказов о великом русском. М.: Алгоритм, 2012. С. 280–291.
(обратно)
Лощиц Ю. М. Мой друг из шестидесятых. К 70-летию Валерия Сергеева // ΕΙΚΩΝ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗ. Церковное искусство. Реставрация памятников истории и культуры. Т. 2 / Сост. и науч. ред. К. И. Маслов. М.: Новый Ключ, 2011. С. 276–277.
(обратно)
В письме речь идет о главе «Иконописец XV столетия» в кн.: Климов Е. Е. Русские художники. Сборник статей. Нью-Йорк, 1974. С. 11–22. Подробнее об авторе письма см.: Сергеев Валерий. «Три любви» художника Климова // Златоуст. 1992. № 1. С. 171–187.
(обратно)
Эта запись в 2011 году была размещена в свободном доступе в Интернете, в рамках проекта «В печати нигде не купишь» Клуба любителей аудиокниги, сразу на нескольких сайтах. Тогда же появилась небезынтересная «мужская» ее версия — в исполнении Игоря Мурашко.
(обратно)
Солженицын А. И. Фильм о Рублёве // Вестник русского христианского движения. 1984. № 141. В России текст впервые напечатан в журнале «Звезда», № 7 за 1992 год.
(обратно)
О той и другой см. в книге А. И. Солженицына «Бодался теленок с дубом».
(обратно)
О моих с ними отношениях см.: Трубецкая К. П. Воспоминания о Петре Владимировиче Истомине // Хоругвь. Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. С. 64–65.
(обратно)
Валерий Сергеев. Рубльов / Превел от руски Антоний Димитров. София: Издателство Български художник, 1984.
(обратно)
Valerij Sergejev. Rubliov. Budapest: Gondolat, 1987.
(обратно)
Канонизация святых. Поместный собор Русской Православной Церкви, Троице-Сергиева лавра, 1988. С. 51.
(обратно)
Walerij Sergeew. Das Heilige Handwerk. Leben und Werk des Ikonenmalers Andrej Rubljow / Aus dem Russischen von Christian Weiss. Freiburg, Basel, Wien: Herder Verlag, 1991.
(обратно)
Valerij Sergeev. Andrej Rublev. Milano: La Casa di Matriona, 1994.
(обратно)
Сергеев Валерий. Рублев. М.: Терра — кн. клуб, 1999.
(обратно)
Валерij Сергејев. Андреј Рубљов. Илустрована монографија. Београд: Хришъинска мисао. Свечаник. Академија СПЦ за уметности и консервацију, 2005.
(обратно)
В этой работе принимали также участие реставраторы Б. Тюлин и А. Изразцов.
(обратно)
Здесь и далее в цитатах выделено мною. — В. С.
(обратно)
Андрей Рублев и его эпоха. М.: Наука, 1971. С. 44–45.
(обратно)
Там же. С. 41.
(обратно)
Татарами на Руси называли всех представителей Орды, не различая их национальности. Термин «татарское» или «татаро-монгольское иго» давно стал общепринятым в русской и зарубежной исторической науке. В самое последнее время историки предпочитают говорить об «ордынцах», «ордынском иге». Это терминологическое уточнение стало необходимым потому, что Орда представляла собой соединение множества завоеванных народов, главным образом тюркоязычных, с небольшой прослойкой монгольских феодалов. Народ, который в наше время называется татарским, — это порабощенные Ордой волжские булгары. Пользуясь терминами «ордынцы», «ордынское иго», мы оставляем старую терминологию в цитатах из летописей и работ историков прошлого.
(обратно)
Слово «поганый» в русском языке происходит от латинского обозначения язычника. «Paganus» значит «деревенский», «сельский». Значение установилось в раннехристианскую эпоху, когда устаревшее язычество укрывалось в глухих сельских местах.
(обратно)
Венцами назывались нимбы вокруг голов святых, «свет» — фон изображения, золотой или написанный светлой краской.
(обратно)
Церковь просуществовала до XVII века, когда заменена была новым зданием.
(обратно)
Теперь она хранится в Нижегородском художественном музее.
(обратно)
Это название рукопись получила в науке по фамилии боярина Хитрово, владевшего ею в XVII веке.
(обратно)
Эта гипотеза предложена одним из старейших современных биографов и исследователей Рублева П. А. Голубцовым.
(обратно)
В настоящее время хранятся в Третьяковской галерее, известны в науке под названием Высоцкого чина.
(обратно)
Этого художника не следует путать со знаменитым московским иконником и фрескистом Дионисием, работавшим в период от 60–70-х годов XV века до начала XVI столетия.
(обратно)
Часть иконостаса, ряд, изображающий моление (от греческого слова «деисис» — молитва) святых перед Христом, образ Страшного суда.
(обратно)
Тя́бло — деревянный поперечный брус, на котором устанавливались ряды икон.
(обратно)
В самое последнее время мнение известного ученого оспаривается в одной частности. Признавая общий архаический стиль этой группы, в ней видят создание не одного, а двух художников. Это обстоятельство не имеет прямого отношения к биографии Рублева, но усложняет проблему, когда и кем написаны нынешние благовещенские «праздники».
Эта особенность содержания иконы, связь ее с исихастской традицией на основе анализа живописи, с привлечением соответствующих произведений древней письменности, впервые установлена В. А. Плугиным. К сожалению, в этот анализ вкралась одна значительная ошибка. Исследователь пишет, что белый свет заливает и пещеру, из которой выходит Лазарь, подчеркивая при этом, что на всех других иконах «Воскрешения» пещеры черные. Как установлено тщательным реставрационным исследованием, пещера была черной и на иконе из Благовещенского собора, но при одном из поновлений черная краска была утрачена, и в результате на этом месте обнажился белый левкас. Следы подлинной черной краски местами хорошо просматриваются. Ошибка произошла потому, что в течение многих лет «праздники», расположенные в иконостасе собора на довольно большой высоте, не вынимались и не были доступны для близкого и подробного рассмотрения.
(обратно)
Обе эти рукописи, читанные, очевидно, и Андреем Рублевым, сохранились. Первая из них после многих блужданий осела в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Андрониковом монастыре. «Изборник» письма Анфима вошел в рукописное собрание Государственного исторического музея в Москве.
(обратно)
В настоящее время эта пелена хранится в Государственном историческом музее в Москве. Ей посвящены многие исследования историков и искусствоведов, неизменно подчеркивающих ее уникальность как памятника общественного самосознания.
(обратно)
Впоследствии на этом месте была построена церковь Сергия в Рогожской слободе, сохранившаяся до наших дней в постройке начала XIX века.
(обратно)
Этот вывод делается на том основании, что древнейшая, известная по документам перестройка Золотых ворот относится к 1469 году.
(обратно)
Эта композиция своим литературным источником имеет тексты из «Пророчества Иезекииля» и «Апокалипсиса».
(обратно)
Эта сцена, написанная монохромно, в серовато-зеленой гамме, к тому же очень плохо сохранилась. Ее слаборазличимые, полуутраченные детали были восстановлены в результате длительной и кропотливой работы в копии-реконструкции Н. В. Гусева, хранящейся в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
(обратно)
В Успенском соборе была такая икона, возможно, относящаяся к 1408 году. Теперь она хранится во Владимирском историческом музее. «Эта икона несколько проще рублевских произведений, хотя, несомненно, близка к их кругу» (Э. С. Смирнова).
(обратно)
Надпись читается на самой близкой по времени и типу московской иконе, вложенной в Троице-Сергиев монастырь Фомой Симоновым. Икона хранится в Третьяковской галерее.
(обратно)
По византийским источникам, сама свадьба состоялась в Константинополе в 1414 году.
(обратно)
Эти рассказы, первоначально устные, изукрасившись многими подробностями, впоследствии оформились в «Повесть о Луке Колочском», дошедшую до наших дней в рукописях XVI столетия.
(обратно)
Скудельница, скудалица — общая братская могила.
(обратно)
Ныне покров находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее.
(обратно)
До наших дней дошла во фрагментарной сохранности почти стертая, едва различимая живопись XVII века. Возможно, что схема расположения изображений в какой-то мере повторяет первоначальную. В 1977–1978 годах фрески собора были реконструированы и вновь написаны в манере XVII столетия.
(обратно)
В числе рукописей библиотеки Троице-Сергиева монастыря дошел список, бывший, возможно, здесь уже во времена Рублева. Эта Палея переписана в 1406 году в городе Коломне писцом Ворсонофием.
(обратно)
По свидетельству историка Евсевия (III–IV века), такое изображение было в его время в храме, построенном в Мамвре.
(обратно)
Сейчас золото утрачено, и они кажутся белыми.
(обратно)
Размер приблизительно 32×26 сантиметров с небольшими колебаниями по высоте и ширине.
(обратно)
Этот вывод можно сделать из практики современной реставрации. Нередко при раскрытии живописи XV века видны следы реставрации XVI столетия, которая заключалась не в сплошной записи по подлинному слою, а в снятии олифы, отдельных починках и прописях на месте утрат. Старинные «мастеровики» также содержат рецепты снятия потемневшей олифы.
(обратно)
Эта икона, долгое время считавшаяся утраченной, недавно расчищена и теперь хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Спасо-Андроникове монастыре.
(обратно)