Графика обязательно дополняется макетом, выполняемым в каком-либо определенном масштабе.
Иллюминованные чертежи, т. е. многоцветные. Отмытые чертежи (от слова «отмывка») — это чертежи, на которых тушью или акварелью отмоделирована форма предмета. При помощи светотени передан внешний его вид, облик. Если предполагается цветное решение, то соответственно и изображение делается цветным. Для передачи цвета пользуются, кроме акварели, также гуашью и темперой
13. Художественно-конструкторский проект.
После того как эскизный проект принят и одобрен художественно-техническим советом, начинается следующая стадия проектирования, которая называется «художественно-конструкторский проект». В эскизе было найдено только приблизительное решение, которое еще нужно уточнить. Ведь в нем была лишь определена объемно-пространственная структура предмета, заложены основы масштабности и соразмерности основных частей.
Для продолжения работы прежде всего увеличивается по сравнению с эскизным макет (в два раза, а то и больше).
Сразу обнаруживается, как многое еще не определилось и что еще предстоит откорректировать. Например, уточнить пропорции, найти присущий предмету масштабный строй, определить характер деталей, выявить материал.
На этой стадии делается ясным пластический облик предмета. Намеченный в эскизе обобщенный объем может быть трактован по-разному. Если телевизор, например, в эскизе воспринимается как параллелепипед, то теперь он может получить совершенно различные пластические характеристики, стенки его могут сделаться слегка выпуклыми, углы округленными и т. п.
На этой стадии становится также понятнее устройство и назначение предмета: вместе с появлением деталей то, что было «в уме», делается зримым и ощутимым.
Для того чтобы была возможность судить о художественно-конструкторском предложении не как об идее, замысле, а как о модели предмета, к графике и макету предъявляются уже несколько иные требования, чем на эскизной стадии. Чертежи и макеты выполняются в более крупном масштабе, а самые ответственные детали даже в натуральную величину.
Чистовой макет должен быть обязательно точен во всех своих деталях — шестеренках и колесах, кнопках и рычагах. Наиболее эффектные, «выставочные» макеты изготовляются из листовых полимеров — полистирола, оргстекла и др. Их поверхность безукоризненно ровна, она хорошо полируется и красится. Такие макеты можно экспонировать на выставке, демонстрировать комиссии или художественному совету, они практически «вечны», время для них не страшно.
Для сложных скульптурных форм лучшим материалом остается гипс, хотя гипсовые макеты хрупки и очень тяжелы. Для тонкостенных предметов пользуются очень старым способом макетирования, называемым «папье-маше».
Иногда макеты окрашивают. Тогда они могут стать абсолютно неотличимыми от подлинных изделий. На их поверхность наносят тончайший слой металла или алюминиевый порошок, эмаль и т. п.
После утверждения художественно-конструкторского проекта выполняются рабочие чертежи, по которым производственники изготовляют составные части изделия в материале.
На заводе выполняется опытный образец, который проходит испытания. Вносятся последние изменения. Начинается серийное изготовление изделия.
На этой завершающей стадии художник должен проследить за тем, чтобы его замысел не был искажен, чтобы качество внешней отделки было на высоком уровне.
Но мы опять возвращаемся к тому, как многообразен предметный мир, а поэтому набросанная нами стадийность имеет бесконечное количество вариантов.
14. Макетирование.
Изготовление макетов практикуется в художественном проектировании на всех основных этапах разработки изделий, интерьеров, благоустройства территорий. В зависимости от характера задачи, решаемой на том или ином этапе, макеты бывают поисковые (при разработке форэскизов и эскизного предложения) и чистовые. Последние должны давать полную информацию об объемно-пространственном решении объема. Чистовой макет, точно имитирующий будущее изделие, в том числе в отношении размеров, цветового решения, фактуры и др., называется моделью.
Вопрос о степени точности воспроизведения всех особенностей формы изделия на разных этапах разработки решается различно. Так, форма многих изделий должна макетироваться в натуральную величину и с максимальной точностью уже на этапе разработки форэскиза. Это главным образом мелкие предметы, которыми манипулирует человек, инструменты, ручки управления, посуда и т.п. Большей частью даже в моделях многих изделий внутреннее их устройство не воспроизводится, если в условиях нормальной эксплуатации с ним не должно быть непосредственного контакта, например, у телевизоров, кофемолок и др. Во всех остальных случаях компоновка и вид внутреннего устройства или пространства, так или иначе, должны быть отработаны на макетах.
Макетирование изделий