Педагогическая практика по вне учебной работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в ГОУ ВПО «Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина»
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № от «__»_______20__г.
г. Бендеры, 2016 г.
Уважаемый студент!
Требования к содержанию практики регламентированы:
- государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн;
- учебными планами специальности 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн;
- рабочей программой ПМ 02 Педагогическая деятельность;
- потребностями ведущих учреждений;
- настоящими методическими указаниями.
Учебная практика направлена на приобретение Вами первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.
Прохождение учебной практики является обязательным условием обучения.
Учебная практика организуется и проводится в учреждениях на основе договора. Прохождение практики подтверждается отчетом, подготовленным по требованиям, изложенным в настоящих рекомендациях.
По профессиональному модулю ПМ 02 Педагогическая деятельность учебным планом предусмотрена производственная практика.
Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ 02 Педагогическая деятельность по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн.
Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у Вас общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной педагогической деятельности. В рамках производственной практики Вы получаете возможность освоить правила и этические нормы поведения педагога.
Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.
Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве педагога. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям педагогической деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что студенты, не прошедшие практику, к экзамену по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, успешно прошедшие практику, получают «дифференцированный зачет» и допускаются к экзамену по профессиональному модулю.
Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практике, а также содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от Общеобразовательного учреждения и поможет Вам без проблем получить оценку по практике.
Консультации по практике проводятся Вашим руководителем. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.
Желаем Вам успехов!
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная практика является составной частью образовательного процесса по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн, и имеет важное значение при формировании вида профессиональной педагогической деятельности.
Цель практики:
1. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных в процессе обучения, в формировании системы профессиональных умений и навыков в соответствии с профилем специальности.
2. Формирование профессиональных компетенций (ПК):
- Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
- Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
- Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока.
- Применять классические и современные методы преподавания.
- Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
3. Формирование общих компетенций (ОК)
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
- Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Практика может быть организована в:
- МОУ «ДХШ им. А.Ф. Фойницкого»
- МОУ «БДХШ»
- МОУ «БДШИ»
- МОУ «ТДШИ им. Рохманинова»
- Общеобразовательных школах
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная и производственная(педагогическая) практикиявляются важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов художественных образовательных учреждений. К педагогической практике относятся:
- пассивная практика;
- практика по вне учебной работе;
- пробные занятия по специальным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусств в Детской художественной школе;
- участие в установочной и итоговой педагогических конференциях.
Пассивная практика.
Пассивная практика проводится с целью получения и совершенствования практических умений и навыков, необходимых будущему преподавателю художественных специальных дисциплин. К ознакомительной практике относятся:
- наблюдения за деятельностью общеобразовательных и детских школ искусств, предусмотренные программами курсов психологии, педагогики и методики
- показательные уроки в общеобразовательной школе и показательные занятия ДХШ в связи с изучением курсов психологии, педагогики, основ педагогического мастерства.
Примерный перечень документов, прилагаемых к отчету по практике
Анализ внеклассного урока.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Общее руководство практикой осуществляет заведующий практикой.
Ответственный за организацию практики утверждает общий план ее проведения, обеспечивает контроль проведения со стороны руководителей, организует и проводит совещание с руководителями практики, обобщает информацию по аттестации студентов, готовит отчет по итогам практики.
Практика осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и учреждениями, в соответствии с которыми последние предоставляют места для прохождения практики (при наличии у студента путевки с указанием даты и номера приказа по колледжу). В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики.
Консультирование по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики ГОУ ВПО «Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина».
Перед началом практики проводится организационное собрание. Посещение организационного собрания и консультаций по практике – обязательное условие ее прохождение!
Организационное собрание проводится с целью ознакомления Вас с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в учреждении, оформлением необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.
ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в учреждении!
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА ПРАКТИКИ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя, в котором студенты проходят практику.
Куратор практики:
- знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;
- знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;
- предоставляет максимально возможную информацию, необходимую для выполнения заданий практики;
- в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
- по окончании практики дает характеристику – отзыв о работе студента – практиканта;
- оценивает работу практиканта во время практики.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА
1. Дневник заполняется лично студентом и регулярно ведётся в течение всей практики.
2. В разделе «Содержание темы урока» студент записывает наименование учебного предмета, который он посетил или провел самостоятельно, тему урока.
3. В графе «Содержание выполненной работы» студент должен записать анализ посещенного или проведенного в качестве педагога урока, где отражены следующий моменты:
· вид урока;
· тип урока;
· методы, используемые на уроке;
· цель урока;
· задачи урока
· оборудование (как для педагога, так и для учащегося);
· содержание урока (с учетом времени).
Напротив записи о проведенном занятии расписывается преподаватель по данной дисциплине.
4. В дневнике по педагогической практике должны быть отражены сведения о школе, классе, а именно:
· наименование учреждения;
· фактический адрес;
· администрация;
· классный руководитель;
· руководитель практики от учреждения;
· расписание звонков;
· список класса.
5. Студент должен составить календарно-тематический план на период прохождения практики в соответствии с планом учебно-воспитательной работы учреждения (базы практики), тьютора (см.прил.7).
6. В том случае, если студент посетил урок тьютора или другого педагога, он должен написать анализ урока, если урок проводился студентом-практикантом, он должен написать самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока включают:
· тема урока;
· цель урока;
· место данного урока в общей системе уроков;
· организация урока, мобилизация внимания учащихся;
· оптимальность (т.е. объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.) содержания материала урока;
· выбор методов обучения, вовлечения учащихся в творческую работу и осмысления нового материала;
· приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности;
· постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач с целью развития творческих способностей и др.;
· использование наглядного материала;
· общая атмосфера урока;
· общие выводы по уроку;
· самооценка (если урок проводился студентом самостоятельно).
В конце конспекта руководитель практики от учреждения, преподаватель-консультант или заведующая практиками (в зависимости от того, кто присутствовал на уроке) ставит свою подпись. Если урок проводился студентом самостоятельно, ставит оценку.
7. По окончанию педагогической практики руководитель практики и преподаватель-консультант пишут характеристику-отзыв о прохождении студентом педагогической практики (см. прил. 4, 5).
8. Заполненный дневник студент сдает с отчетом (письменным и фото или видеоотчетом) о педагогической практике.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет по производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики (договор); материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:
Расположение материалов в отчете | Примечание | ||
1. | Титульный лист | Шаблон в приложении 1. | |
2. | Внутренняя опись документов, находящихся в деле | Шаблон в приложении 2. | |
3. | Индивидуальный план проведения практики | Шаблон в приложении 3. | Разрабатывается практикантом в соответствии с заданиями по практике, утверждается руководителем практики в первую неделю практики. |
4. | Характеристика на практиканта | Шаблон в приложении 4. | Пишется на бланке организации в свободной форме. Подписывается куратором от предприятия и заверяется печатью |
5. | Отчет о выполнении заданий по производственной практике | Шаблон в приложении 5. | Пишется практикантом. Отчет является ответом на каждый пункт плана и сопровождается ссылками на приложения. |
6. | Приложения | Приложения представляют собой материал, подтверждающий выполнение заданий на практике (копии созданных документов, наглядных пособий и др.) На приложении делаются ссылки в «Отчете о выполнении заданий по практике». | |
7. | Дневник по практике | Шаблон в приложении 7. | Заполняется ежедневно. Роспись за каждый день практики ставит куратор от уч. учреждения. |
Требования к оформлению текста отчета
1. Отчет пишется:
- от первого лица;
- оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
- поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое -3, правое – 1;
- отступ первой строки – 1 см;
- размер шрифта -14;
- межстрочный интервал – 1,5;
- расположение номера страниц – снизу по центру;
- нумерация страниц на первом лице (титульном) не ставится;
- верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.
2. Каждый отчет выполняется индивидуально.
3. Текст отчета должен занимать не менее 6 страниц.
4. Содержание отчета формируется в скоросшивателе.
ДНЕВНИК
ПРОХОЖДЕНИЯ ______________ ПРАКТИКИ
____________________________________________
Специальность: _________________________________________
Обучающийся ______ курса, группы № ___________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося)
Место практики _________________________________________
(название организации)
Срок прохождения практики:
с «___»_____________20__ г. по «___»______________20__ г.
с «___»_____________20__ г. по «___»______________20__ г.
Содержание дневника
Дата | Наименование темы урока | Кол-во часов | Содержание выполненной работы | Подпись руководи- теля практики |
Профессиональный модуль | ||||
ИТОГО: | ||||
Содержание объемов выполненных работ подтверждаю Руководитель практики: _____________/ _____________________/ (подпись) (Ф.И.О.) |
Приложение 7
ШАБЛОН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в ГОУ ВПО «Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина»
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № от «__»_______20__г.
г. Бендеры, 2016 г.
Уважаемый студент!
Требования к содержанию практики регламентированы:
- государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн;
- учебными планами специальности 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн;
- рабочей программой ПМ 02 Педагогическая деятельность;
- потребностями ведущих учреждений;
- настоящими методическими указаниями.
Учебная практика направлена на приобретение Вами первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.
Прохождение учебной практики является обязательным условием обучения.
Учебная практика организуется и проводится в учреждениях на основе договора. Прохождение практики подтверждается отчетом, подготовленным по требованиям, изложенным в настоящих рекомендациях.
По профессиональному модулю ПМ 02 Педагогическая деятельность учебным планом предусмотрена производственная практика.
Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ 02 Педагогическая деятельность по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн.
Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у Вас общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной педагогической деятельности. В рамках производственной практики Вы получаете возможность освоить правила и этические нормы поведения педагога.
Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.
Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве педагога. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям педагогической деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что студенты, не прошедшие практику, к экзамену по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, успешно прошедшие практику, получают «дифференцированный зачет» и допускаются к экзамену по профессиональному модулю.
Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практике, а также содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от Общеобразовательного учреждения и поможет Вам без проблем получить оценку по практике.
Консультации по практике проводятся Вашим руководителем. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.
Желаем Вам успехов!
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная практика является составной частью образовательного процесса по специальностям 071001 Живопись, 072601 ДПИ и НП, 072501 Дизайн, и имеет важное значение при формировании вида профессиональной педагогической деятельности.
Цель практики:
1. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных в процессе обучения, в формировании системы профессиональных умений и навыков в соответствии с профилем специальности.
2. Формирование профессиональных компетенций (ПК):
- Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
- Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
- Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока.
- Применять классические и современные методы преподавания.
- Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
3. Формирование общих компетенций (ОК)
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
- Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Практика может быть организована в:
- МОУ «ДХШ им. А.Ф. Фойницкого»
- МОУ «БДХШ»
- МОУ «БДШИ»
- МОУ «ТДШИ им. Рохманинова»
- Общеобразовательных школах
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная и производственная(педагогическая) практикиявляются важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов художественных образовательных учреждений. К педагогической практике относятся:
- пассивная практика;
- практика по вне учебной работе;
- пробные занятия по специальным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусств в Детской художественной школе;
- участие в установочной и итоговой педагогических конференциях.
Пассивная практика.
Пассивная практика проводится с целью получения и совершенствования практических умений и навыков, необходимых будущему преподавателю художественных специальных дисциплин. К ознакомительной практике относятся:
- наблюдения за деятельностью общеобразовательных и детских школ искусств, предусмотренные программами курсов психологии, педагогики и методики
- показательные уроки в общеобразовательной школе и показательные занятия ДХШ в связи с изучением курсов психологии, педагогики, основ педагогического мастерства.
Педагогическая практика по вне учебной работе.
В период этого вида педпрактики каждый практикант должен провести беседу по изобразительному искусству или мероприятие в художественной школе, организовать экскурсию в музей и т.д. на которых присутствует и консультирует анализирует преподаватель педагогики. Подготовка студентов осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин.