IV ЧЕТВЕРТЬ ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (7—14 ч)

Организация пространства и среды как отражение социально­го заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Тема. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома — роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);

2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, при­городе, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) — основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компью­тере в программе 3D Architector Deluxe и др.).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.

Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерье­ров дома;

2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта про­странственного воплощения плана своей комнаты (задание по воз­можности выполняется на компьютере в программе ЗО АгсЬйес-1ог). Зонирование помещения с помощью цвета.

Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.

Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

Тема. Дизайн и архитектура моего сада

Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначени­ем элементов, организующих мини-пейзаж сада;

2) создание общего вида сада — рисунок плюс коллаж (апп­ликация);

3) макетирование фрагмента сада из природных материалов;

4) создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны.

Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д.

Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.

Тема. Мода, культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы

Дизайна одежды

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивиду­ального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды -создание рисунка-копии;

2) создание своего собственного проекта вечернего платья -рисунок или рельефный коллаж;

3) видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный ана­лиз увиденного на уроке.

Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак.

Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.

Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды

О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Са­моутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элемен­тов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зари­совками вещей;

2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для до­ма, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Материалы: по усмотрению учителя.

Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Рагул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).

Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Задания: 1) рисование прически и макияжа на фотографии;

2) упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).

Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.

Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, ма­кияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Су­перпрически (М., 2002); журналы моды.

Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Задание: коллективное задание (по группам): создание имидж-мейкерского сценария-проекта (например, «Петров — лучший спортсмен года», «Иванова — - в мэры», «Петрова — мисс Евро­пы») с использованием различных визуальных элементов. Сорев­новательно-игровой показ проектов.

Материалы: по усмотрению учителя.

Тема. Моделируя себя — моделируешь мир

Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Наши рекомендации