В полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы книг и журналов.
II ЧЕТВЕРТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (8—16 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Тема. Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг -цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник — 1 параллелепипед);
3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трех уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
Тема. Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3 — 4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановотой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.